Уголовный процесс против сотрудников филиала N 6 бюро медико-социальной экспертизы Ярославской области

14.01.2010 06:50
3270

15 000 рублей – сумма взятки за установление инвалидности ребенку?

Аргументы и факты в Ярославле опубликовали статью «Врачи обвиняются в получении взяток от инвалидов».

Судя по представленной информации сотрудникам медико-социальной экспертизы предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 290 УК РФ «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно с вымогательством взятки»

Уголовное наказание за такое преступление – лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"разъяснило, что субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного вышеназванной статьей УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Вышеназванные квалифицирующие признаки с большой натяжкой подходят к сотрудникам медико-социальной экспертизы, за исключением руководителя филиала, у которого просматриваются отдельные признаки организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Тем не менее, неоспоримым является тот факт, что на основании решения врачей-специалистов медико-социальной оформляется документ – справка об инвалидности, которая предоставляет гражданину определенные материальные блага в виде пенсии по инвалидности, ежемесячных выплат и др.

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что врачи, оформляющие больничные листы на основе мздоимства, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки». В рассматриваемом случае просматривается аналогия. В конце концов правоохранительные органы могут руководствоваться основополагающим принципом «Был бы человек, а статья найдется». Наличие или отсутствие вины конкретных сотрудников филиала N 6 бюро медико-социальной экспертизы Ярославской области установит суд, но в силу высокой коррупции во всех сферах Российской действительности было бы крайне неразумно утверждать, что учреждения медико-социальной экспертизы – территория свободная от коррупции, подтверждение чему периодически появлявшаяся информация в рубрике «Вопросы-ответы» старого сайта.

 Наши рекомендации инвалидам и освидетельствуемым, которые подвергаются вымогательству со стороны сотрудников медико-социальной экспертизы.

В каждом субъекте Федерации есть отдел борьбы с экономическими преступлениями, который специализируется в т.ч. на преступлений по взяткам. Его сотрудникам будет очень престижно поставить палку в отчетности по раскрытию такого преступления. Поэтому рекомендуем гражданам, столкнувшимся с противоправным поведением сотрудников медико-социальной экспертизы сразу обращаться в отдел борьбы с экономическими преступлениями /ОБЭП/. Развитие событий будет примерно следующее: гражданину дадут помеченные денежные купюры, «зарядят» звукозаписывающим устройством, а может и в тайне нашпигуют само помещение медико-социальной экспертизы соответствующей аппаратурой , в результате чего  вымогатель будет пойман с поличным.

Будем признательны посетителям нашего сайта о предоставлении информации по обозначенной нами проблеме. Пишите на нашу электронную почту

Комментарии: