В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань о привлечении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Рыбно-Слободская центральная районная больница " к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2015 г. по делу N А65-26710/2015
Дата принятия решения в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Дата оглашения резолютивной части решения 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Андрияновой Л.В., при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021602841402, ИНН 1654017170) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Рыбно-Слободская центральная районная больница", Рыбно-Слободский муниципальный район, п.г.т.Рыбная Слобода, (ОГРН 1021607354526, ИНН 1634000789) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с участием: от заявителя - Хафизова Р.Б., по доверенности от 04.12.2015, от ответчика - Павлов Р.И., по доверенности от 01.12.2015,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021602841402, ИНН 1654017170) (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Рыбно-Слободская центральная районная больница", Рыбно-Слободский муниципальный район, п.г.т. Рыбная Слобода, (ОГРН 1021607354526, ИНН 1634000789) (далее - Ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании, назначенном на 07.12.2015, в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса суд определил удовлетворить ходатайства Заявителя о приобщении дополнительных доказательств, ходатайство Ответчика о приобщении отзыва к материалам дела.
Арбитражный суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявленных возражений сторон определил завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Арбитражный суд рассматривает заявление по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан от 19.10.2015 N 991 в отношении Ответчика проведена плановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемой Ответчиком медицинской деятельности лицензионным требованиям (л.д. 9-12).
В результате проверки было установлено осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований:
- оснащение подразделений акушерско-гинекологической, оториноларинго-логической, офтальмологической служб не соответствует стандартам оснащения, утвержденным соответствующими приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации: приказ от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"; приказ от 12.11.2012 N 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", приказ от 12.11.2012 N 902н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты"; приказ от 25.10.2012 N 442h "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты", в нарушение подпункта "б" пункта 4 и подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании);
- не ведется в полном объеме установленная законодательством об охране здоровья граждан учетная и отчетная медицинская документация, формы медицинской документации не соответствуют утвержденным образцам, ведение документов не соответствует инструкциям к заполнению форм первичной медицинской документации, что является нарушением подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании);
- не полностью соблюдается установленный руководителем организации порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организация деятельности врачебной комиссии лицензиата не соответствует Порядку создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не проводится, что нарушает подпункт "б" пункта 5 Положения о лицензировании.
По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 22.10.2015, в отношении Ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2015 (л.д. 13-20).
Руководствуясь статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Ответчика к административной ответственности.
Суд, заслушав объяснения Заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, указывает, что о факте составления протокола узнал лишь 07.12.2015 в судебном заседании, пояснил, что был лишен предоставленных гарантий защиты, поскольку административный орган не принял необходимых и достаточных мер для своевременного извещения, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу действия пункта 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, составивший протокол (пункт 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что протокол об административном правонарушении от 22.10.2015 в отношении Ответчика составлен с существенным нарушением его прав.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 стать 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Соблюдение указанных прав обусловлено обязанностью должностных лиц административного органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и причин его составления.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 22.10.2015 составлен Заявителем в отсутствие уполномоченного лица Ответчика.
Заявитель не представил каких-либо доказательств об извещении Ответчика о времени и месте составления протокола. В судебном заседании пояснил, что доказательства извещения Ответчика о времени и месте составления протокола отсутствуют.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает запрета составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать его в день составления, однако лицу, привлекаемому к ответственности должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах заявление следует признать не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
Л.В.АНДРИЯНОВА