В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" к административной ответственности, предусмотренные частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2016 г. по делу N А73-17663/2015

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 10.02.2016. В полном объеме решение вынесено 10.02.2016.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А., с участием секретаря судебного заседания Малеваной В.В., ведущей протокол судебного заседания, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" к административной ответственности, предусмотренной частями 2 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ В заседании приняли участие: От административного органа: Данилова Л.И. - представитель по доверенности от 29.12.2015 N 03-03-07-24624 От ООО "СибМедЦентр": не явились.

Суд установил:

Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Министерство, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" (далее - ООО "СибМедЦентр", общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявления приняты к производству арбитражного суда, возбуждены дела N А73-17663/2015 и N А73-17664/2015.

Определением от 26.01.2016 дела N А73-17663/2015 и N А73-17664/2015 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен N А73-17663/2015.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ООО "СибМедЦентр" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем письменном отзыве общество просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ООО "СибМедЦентр" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067022007590, ИНН 7022015476 и осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 13.03.2015 N ЛО-25-01-002625, выданной Министерством здравоохранения Приморского края (далее - лицензия) по видам деятельности, указанным в приложениях к лицензии.

На основании с распоряжения Министра здравоохранения Хабаровского края Витько А.В. от 05 октября 2015 г. N 1152-р в период с 09 часов 30 минут до 12 часов 30 минут 22 октября 2015 г. отделом лицензирования была проведена внеплановая выездная проверка возможности соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению от 30 сентября 2015 г. о переоформлении лицензии по адресу места осуществления деятельности: 682860, Хабаровский край, межселенная территория Ванинского района, в 1300 метрах на запад мыса Мучукей-Дуа, сооружение 1.

Виды работ услуг, указанные в заявлении ООО "СибМедЦентр":

При оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:

- терапии При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:

- физиотерапии При проведении медицинских осмотров по:

- медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)

- медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

При проведении медицинских освидетельствований по:

- медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

В ходе проведения выездного мероприятия должностными лицами лицензирующего органа установлено, что ООО "СибМедЦентр" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Хабаровский край, межпоселенная территория Ванинского района, в 1300 метрах на запад от мыса Мучукей-Дуа, сооружение 1 с грубым нарушением обязательных требований условий, предусмотренных лицензией.

В нарушение требования по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (пп. "и" п. 4, пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291), ООО "СибМедЦентр" данное требование не обеспечивается.

- В частности, лицензиатом не проводится анализ использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения, вследствие чего допускаются нарушения порядка обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, оказывающие отрицательное влияние на уровень безопасности лечебно-диагностического процесса и качество предоставляемых медицинских услуг, а именно:

На момент проверки в помещении проведения прививок находились лекарственные препараты с истекшим сроком годности, а именно: Коринфар серия 331110 (таб. Покрытые пленочной оболочкой 10 мг, со сроком действия 10.2015 г., Спирт этиловый 100 мл. 95% со сроком годности 05.2015 г., Бромгексин таб. N 10 блистеры 8 мг со сроком годности до 09.2015, Допамин концентрат для приготовления раствора для инъекций 5 мг/мл пр-ль ОАО "Биохимик" серия 30412 со сроком годности 05.2015 г.).

Несоблюдение лицензиатом указанных требований создает возможность для использования просроченных лекарственных средств и свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за качеством и безопасностью оказания медицинской помощи со стороны ответственных должностных лиц ООО "СибМедЦентр".

- В нарушение п. 3 раздела II Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила), Обществом осуществляется хранение лекарственных средств в условиях, не соответствующих указанным на их первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Поскольку комната для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения оборудована прибором учета -Измеритель температуры и относительной влажности переносной ИТ 5-ТР "Термит" зав. номер 1283 гарантийный штамп от 12.2011 и отсутствуют отметки о поверке, а в соответствии с паспортом к прибору межповерочный интервал 1 раз в 2 года, то ООО "СибМедЦентр" не соблюдается требование п. 7 раздела III Правил.

При комнатной температуре, в нарушении Правил, с нарушением к условию хранения указанному на вторичной упаковке производителя хранятся следующие препараты: Спирт этиловый 95% 100 мл (ОАО "Дальхимфарм") с условием хранения при температуре не выше 20 градусов, Анузол суппозитории ректальные (ОАО "Биосинтез") хранить при температуре не выше 15 градусов.

В нарушении требования по регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (пп. "в1" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291), ООО "СибМедЦентр" при осуществлении медицинской деятельности не соблюдаются Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила регистрации операций), и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила ведения журналов), утвержденные приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.

Согласно Приказу Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", спирт этиловый в медицинской организации подлежит предметно-количественному учету.

Требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в результате которых изменяется их количество и (или) состояние, определены в Приложении N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.

Согласно ч. 3 п. 3 Правил регистрации операций (Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н) регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил), осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета) по форме согласно приложению N 3 к Правилам.

ООО "СибМедЦентр" журнал учета не ведется. В нарушение правил регистрации операций с лекарственными средствами, подлежащими предметно-количественному учету ООО "СибМедЦентр" не представлен приказ о назначении лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (п. 5 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 378н).

Не соблюдение условий хранения лекарственных препаратов для медицинского применения приводит к нарушению их фармакологического действия, снижению терапевтического эффекта и возникновению побочных действий. Использование таких препаратов может приводить к возникновению патологических состояний опасных для жизни и здоровья пациента, снижает уровень безопасности лечебно-диагностического процесса и качество предоставляемых медицинских услуг.

Кроме этого, в ходе проведенной проверки установлены факты осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно:

- Вакцинация. В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Ванинском и Советско -Гаванском районах" N 133 от 29.05.2015 помещение N 77 обозначена как "комната персонала". На момент проверки данное помещение переоборудовано для проведения процедур, в том числе проводится вакцинация. В помещении располагаются: кушетка, шкаф для медикаментов, инструментальный столик, холодильник для хранения лекарственных средств и вакцин (фото таблицы прилагаются).

В холодильнике располагаются следующие вакцины с условием хранения от +2 до +8 градусов: Ваксигрипп серия МО 118-2 пр-ль Санофи Петер С.А., Франция (шприц 0,5 мл для взрослых, ФСМЕ-ИММУН -вакцина против клещевого энцефалита в суспензии для внутримышечного введения пр-ль Baxter серия VNR 1Р06В, 11 пневмо 23 серия L7240-1 пр-ли Санофи Пастер С.А., Франция.

В нарушении п. 4.7 и 4.8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2002 N 15 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02" (вместе с СП 3.3.2.1120-02.3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты...) вакцины хранятся в коробках, чем не обеспечивается доступ охлажденного воздуха, хранятся на одной полке, полка не маркирована.

В нарушении п. 7.4 "МУ 3.3.1889-04.3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок. Методические указания" кабинет, где проводят профилактические прививки, не имеет запас термоконтейнеров и хладоэлементов на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с выходом из строя холодильного оборудования или нарушениями энергоснабжения.

Представлен журнал учета температурного режима холодильника по форме в соответствии с СанПин СП 3.3.2.1120-02, в холодильнике располагаются термометр, термометр поверен, показания учета температуры ежедневно фиксируются в журнале.

Представлен журнал учета профилактических прививок по форме в соответствии с СанПин СП 3.3.2.1120-02.

В индивидуальных картах содержатся записи о вакцинировании вакцинами, записи по состоянию на 22.10.2015 года.

- Терапия. Представлен журнал амбулаторного приема врачом-терапевтом с записями (Ф.И.О., причина обращения, симптомы, рекомендации, направления, отстранения от работы по состоянию здоровья).

- По проведению медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). По проведению медицинских освидетельствований по: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

На сотрудников, занятых на производстве и водителей заведены индивидуальные карты предсменных и послесменных осмотров, предрейсовых и послерейсовых осмотров с записями о прохождении таких осмотров.

Представлены журналы по форме: Журнал регистрации предрейсовых (предсменных) осмотров с записями по состоянию на 22.10.2015 и Журнал регистрации послерейсовых (послесменных медицинских осмотров) с записями по состоянию на 22.10.2015.

В соответствии с Приложением к Положению работы (услуги) по "вакцинации" и терапии и иные виды, составляют медицинскую деятельность и подлежат лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Деятельность ООО "СибМедЦентр" на территории ЗАО "Дальтрансуголь" осуществляется в соответствии с договором N ДТУ-14/85ЗА от 29.12.2015, в котором, в числе обязательных мероприятий указаны: вакцинация, мониторинг заболеваемости, услуги предсменных (послесменных) осмотров. Деятельность осуществляется на возмездной основе (приложение N 2 к договору).

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 28.10.2015.

24.11.2015 главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края Голяк Ю.А. в отношении ООО "СибМедЦентр" составлены протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 2 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

О времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях законный представитель общества извещен уведомлением от 02.11.2015, полученным 10.11.2015, что подтверждается карточкой почтового уведомления.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и предпринимателями, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Министерство обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";

у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:

не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов";

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

В нарушение подпункта "и" пункта 4, подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании обществом не обеспечивается внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи - не проводится анализ использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения - на момент проверки в помещении находились лекарственные препараты с истекшим сроком годности (Коринфар серия 331110 (таб. Покрытые пленочной оболочкой 10 мг, со сроком действия 10.2015 г., Спирт этиловый 100 мл. 95% со сроком годности 05.2015 г., Бромгексин таб. N 10 блистеры 8 мг со сроком годности до 09.2015, Допамин концентрат для приготовления раствора для инъекций 5 мг/мл производитель ОАО "Биохимик" серия 30412 со сроком годности 05.2015 г.).

В нарушение п. 3 раздела II Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила), Обществом осуществляется хранение лекарственных средств в условиях несоответствующих указанным на их первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Поскольку комната для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения оборудована прибором учета -Измеритель температуры и относительной влажности переносной ИТ 5-ТР "Термит" зав. номер 1283 гарантийный штамп от 12.2011 и отсутствуют отметки о поверке, а в соответствии с паспортом к прибору межповерочный интервал 1 раз в 2 года, то ООО "СибМедЦентр" не соблюдается требование п. 7 раздела III Правил.

При комнатной температуре, в нарушении Правил, с нарушением к условию хранения указанному на вторичной упаковке производителя хранятся следующие препараты: Спирт этиловый 95% 100 мл (ОАО "Дальхимфарм") с условием хранения при температуре не выше 20 градусов, Анузол суппозитории ректальные (ОАО "Биосинтез") хранить при температуре не выше 15 градусов.

В нарушение подпункта "в1" пункта 5 Положения о лицензировании ООО "СибМедЦентр" при осуществлении медицинской деятельности не соблюдаются Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила регистрации операций), и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила ведения журналов), утвержденные приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.

Согласно Приказу Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", спирт этиловый в медицинской организации подлежит предметно-количественному учету.

Требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в результате которых изменяется их количество и (или) состояние, определены в Приложении N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.

Согласно ч. 3 п. 3 Правил регистрации операций (Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н) регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил), осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета) по форме согласно приложению N 3 к Правилам.

ООО "СибМедЦентр" журнал учета не ведется. В нарушение правил регистрации операций с лекарственными средствами, подлежащими предметно-количественному учету ООО "СибМедЦентр" не представлен приказ о назначении лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (п. 5 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 378н).

Не соблюдение условий хранения лекарственных препаратов для медицинского применения приводит к нарушению их фармакологического действия, снижению терапевтического эффекта и возникновению побочных действий. Использование таких препаратов может приводить к возникновению патологических состояний опасных для жизни и здоровья пациента, снижает уровень безопасности лечебно-диагностического процесса и качество предоставляемых медицинских услуг.

Несоблюдение лицензиатом обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, его пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного права и обязательному исполнению лицензионного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, т.к. при осуществлении медицинской деятельности речь идет о жизни и здоровье человека, что является высшей ценностью и не должно подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, оказывающих такого рода услуги.

Осуществление предпринимательской (медицинской) деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Выявленные нарушения свидетельствуют о грубом нарушении ООО "СибМедЦентр" лицензионных требований, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Кроме указанных нарушений в ходе проверки административным органом установлен факт осуществления ООО "СибМедЦентр" по адресу: Хабаровский край, межпоселенная территория Ванинского района, в 1300 метрах на запад мыса Мучукей-Дуа, сооружение, 1, медицинской деятельности без лицензии, а именно:

- По вакцинации (в помещении хранится вакцина Ваксигрипп, ФСМЕ-ИММУЕ - вакцина против клещевого энцефалита, Пневмо-23). Факт проведения вакцинации подтвержден представленным журналом учета профилактических прививок и индивидуальными картами больных, в которых содержатся записи о вакцинировании вакцинами - записи по состоянию на 22.10.2015;

- По терапии - представлен журнал амбулаторного приема врачом-терапевтом с записями о больных, причинами обращения, симптомами, рекомендациями, направлениями, отстранением от работы по состоянию здоровья;

- По проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых, предсменных, послесменных); по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) - на сотрудников, занятых на производстве и водителей заведены индивидуальные карты предсменных и послесменных, предрейсовых и послерейсовых осмотров с записями о прохождении таких осмотров, а также представлены журналы по форме: регистрации предрейсовых (предсменных) послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров с записями по состоянию на 22.10.2015.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, предполагает осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Вместе с тем в материалах дела имеется лицензия от 13.03.2015 N ЛО-25-01-002625, выданная Министерством здравоохранения Приморского края на право осуществления различных видов медицинской деятельности, в том числе, при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по терапии, (приложение 1 стр. 1) вакцинации, физиотерапии (приложение 1 стр. 4, 5); при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) (приложение 1 стр. 3, 5); при проведении медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (приложение 1 стр. 5-6).

Указанные виды деятельности общество имеет право осуществлять в соответствии с лицензией по адресам, указанным в лицензии (Томская область, г. Стержевой, ул. Строителей, 4; г. Стержевой, 2 микрорайон, д. 209в; Красноярский край, Эвенкийский район, Юрубчено-Тохомское нефтегазовое месторождение, вахтовый поселок "Юрубчен-5"; Томская область, г. Томск, ул. Красноармейская, д. 92/1; Красноярский край Туруханский район, Ванкорский производственный участок, ОБП "Ванкор" (ОБП-700) и т.д.).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку соответствующая лицензия на право осуществления доврачебной медицинской специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в частности, по проведению медицинских осмотров и освидетельствований, по вакцинации, проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых, предсменных, послесменных) медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) фактически у общества имеется, осуществление обществом медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а свидетельствует о нарушении лицензионных требований.

Аналогичная правовая позиция, но в отношении лицензируемого вида деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изложена в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении (распитии) алкогольной продукции".

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия общества, отраженные в двух протоколах об административных правонарушениях от 24.11.2015, образуют одно событие и один состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - грубое нарушение лицензионных требований.

Вина общества заключается прямом нарушении установленных законодательством Российской Федерации запретов и предписаний и выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных Обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей.

Представленными в материалы дела документами в полном объеме подтверждено, что у ООО "СибМедЦентр" имелась возможность соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного суд считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО "СибМедЦентр" по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.

Нарушений порядка возбуждения дела и составления протокола об административных правонарушениях в отношении Общества судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Выявленное грубое нарушение лицензионных требований носит длящийся характер. Правонарушение выявлено 28.10.2015 - дата составления акта проверки.

С учетом приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 29.10.2015. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности закончился 29.01.2016.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленных требований о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" к административной ответственности отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

В.А.ШАПОШНИКОВА