Открытое акционерное общество "Медицинский центр" 23.01.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 января 2016 г. по делу N А70-15307/2015

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 23 января 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Тюменской области к Городской больнице Открытое акционерное общество "Медицинский центр" о привлечении к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при участии от заявителя - Рыбакова Т.И. на основании доверенности от 31.12.2015 N 118/39, от ответчика - Игошев Е.В. директор на основании протокола N 48 от 11.04.2014, Желобов А.Н. на основании доверенности N 10 от 12.01.2016,

установил:

Департамент здравоохранения Тюменской области (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Городской больнице Открытое акционерное общество "Медицинский центр" о привлечении к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП (далее по тексту - Общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание определение суда от 02.12.2015 по настоящему делу, учитывая отсутствие возражений сторон, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик отзыв на заявление не представил. В ходе судебного заседания представители Общества возражали против заявленных требований, однако вину в совершении правонарушения признали и раскаялись. Показали, что нарушения устранены.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Департамента, на основании приказа директора Департамента от 14.10.2015 N 496-пл, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и условий в отношении Общества.

По результатам проведения проверки Департаментом составлен акт проверки соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности от 16.11.2015 N 518.

Проверкой установлены следующие нарушения лицензионных требований, допущенные Обществом:

1. Обществом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи, а именно, в медицинской карте амбулаторного больного отсутствует описание локального статуса, не проведена диагностика в соответствии с требованиями пункта 1.1 Стандарта медицинской помощи больным варикозным расширением вен нижних конечностей, утв. приказом МЗ и СР РФ от 22.11.2004 N 238: пальпация, аускультация при сосудистой патологии, исследование пульса, измерение артериального давления на периферических артериях, чем нарушены требования приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 922н, Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

2. Обществом не соблюдается порядок предоставления платных медицинских услуг.

Так, ответчиком для проверки не был представлен договор на оказание медицинских услуг с пациентом. Оригинал договора об оказании платных медицинских услуг от 22.05.2015 пациенту X. представлен на момент подписания протокола (17.11.2015).

Проверкой установлено, что договор на оказание медицинских услуг от 22.05.2015, заключенный с пациенткой, не содержит:

В сведениях об исполнителе:

- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

- перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

- стоимость платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором.

Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении Обществом требований статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",пунктов 16, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

По фактам выявленных нарушений должностным лицом Департамента в отношении Общества, в присутствии уполномоченного представителя Общества, 17.11.2015 составлен протокол N 44 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно статье 28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") - (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В силу подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия", Правила организации деятельности кабинета врача-хирурга утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 922н.

В силу пункта 7 Правил к основным функциям кабинета относятся, в том числе:

- оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с заболеваниями по профилю "хирургия";

- диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация больных с заболеваниями по профилю "хирургия";

- ведение учетной и отчетной документации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 238 утвержден стандарт медицинской помощи больным варикозным расширением вен нижних конечностей, в пункте 1.1 которого определен порядок диагностики, который включает, в том числе: пальпацию, аускультацию при сосудистой патологии, исследование пульса, измерение артериального давления на периферических артериях.

Между тем, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, Обществом не соблюдаются действующие требования и нормы в данной части, а именно, Порядок оказания медицинской помощи по хирургии. Соответствующие мероприятия по диагностике в полном объеме пациенту не были проведены.

В статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 37 данного закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила).

Пункты 16, 17 Правил определяет порядок заключения и содержание договора па предоставление платных медицинских услуг.

Так, в силу положений указанных пунктов договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Договор должен содержать сведения об исполнителе, в том числе, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.

Вместе с тем, проверкой установлено, что вышеуказанные нормы и требования закона не соблюдаются Обществом. Первоначально для проверки оригинал договора не был представлен. Впоследствии проверкой установлено, что договор не содержит обязательных сведений, определенных в законе.

Материалами дела подтверждено, что Обществу выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от 15.04.2014 N ЛО 72-01-001504.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу.

Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях.

Таким образом, ответчик, являющийся лицензиатом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности, обязан был соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных норм и требований законодательства, иных правил, ответчик допустил нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Материалами дела подтверждено, что Обществом допущены нарушения в частипорядка предоставления платных медицинских услуг. Обществом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи в части ведения и заполнения документации.

При этом не соблюдение порядка оказания медицинской помощи представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентам, обращающимся в Общество за медицинской помощью, в связи с чем, были квалифицированы Департаментом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Следовательно, выявленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств обратного и убедительных доводов ответчиком в материалы дела не представлено, факты выявленных нарушений не оспорены.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявителем в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие об осуществлении ответчиком медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований.

Поскольку ответчиком доказательств обратного в материалы дела не представлено, доводы заявителя не опровергнуты, суд считает выявленные Департаментом нарушения ответчиком лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности установленными.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе, пунктом 4 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Общество, при осуществлении медицинской деятельности, надлежащим образом не соблюдая порядков оказания медицинской помощи, фактически допускает риск возникновения вышепоименованных последствий - угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентам.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина Общества, в том виде, как она определена частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, заключается в том, что ответчик, осуществляя лицензируемый вид деятельности при оказании медицинской помощи, нарушил лицензионные требования. У Общества имелась возможность обеспечить соблюдение лицензионных требований и условий, но ответчиком не были приняты для этого все зависящие от него меры.

Сведения о наличии препятствий, не позволивших ответчику выполнить установленные требования законодательства, суду не представлены.

На основании изложенного, требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ следует удовлетворить.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину Общества, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5КоАП РФ по данной статье, не истек.

С учетом характера совершенного правонарушения и с применением правил назначения наказания, определенных частями 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ, к ответчику следует применить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Согласно информации заявителя, административный штраф должен быть внесен или перечислен по следующим реквизитам: получатель - ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень, Управление Федерального казначейства по Тюменской области (Департамент здравоохранения Тюменской области, л/с 04672005260); ИНН 7202161807; КПП 720301001; БИК 047102001; р/счет N 40101810300000010005; ОКТМО 71701000, КБК 00911690040040000140.

Административный штраф должен быть уплачен в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.

Отсутствие в указанный срок в суде документа, подтверждающего уплату административного штрафа, является основанием для взыскания штрафа в принудительном порядке в процессе исполнительного производства.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Городскую больницу Открытое акционерное общество "Медицинский центр" (625046, г. Тюмень, ул. Республики, д. 211А; ОГРН 1027200810262; ИНН 7203087803) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 и частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в пределах санкции части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

О.А.БЕЗИКОВ