В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медосмотр 23" к административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А32-46196/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2016 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи О.С. Суминой при ведении протокола помощником судьи Зекох З.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар К ООО "Медосмотр 23", ст. Северская О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ при участии в заседании: от заявителя: Борзикова О.А. - представитель по доверенности от заинтересованного лица: Давиденко М.А. - представитель по доверенности, Белицкий Г.В. - представитель по доверенности
установил:
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Медосмотр 23" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании 03.02.2016 г. был объявлен перерыв до 08.02.2016 г. до 11-45. После перерыва в указанное время судебное заседание продолжено.
Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований полагая, что медицинские осмотры не могут осуществляться вне медицинской организации, тогда как общество осуществляло медицинскую деятельность по адресам, не указанным в лицензии. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, является основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо с заявленным требованием не согласно по основаниям, указанным в отзыве и дополнительных пояснениях по делу указав, что медицинская деятельность по указанным в протоколе адресам осуществлялась мобильными выездными бригадами с использованием "передвижного диагностического комплекса" зарегистрированного в Росздавнадзоре РФ как медицинское изделие, при этом обязанность общества получать лицензию на каждый из адресов выезда законодательством не предусмотрена.
Дело рассматривается по правилам ст. 156, 205 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд установил следующее:
ООО "Медосмотр 23" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС РФ по Северскому району Краснодарского края 20.10.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 1062348005884, ИНН 2348025713, КПП 234801001.
Министерством здравоохранения Краснодарского края обществу выдана лицензия на право осуществления медицинской деятельности от 22.10.2014 г. N ЛО-23-01-007822. Адрес места осуществления деятельности: 350049, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Космонавта Гагарина, д. 118.Лицензия выдана бессрочно.
В Министерство здравоохранения Краснодарского края из Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края поступили материалы исх. N 45-1683/15-03-03 от 18.11.2015 г.
Министерство полагает, что обществом нарушены требования п. п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", так как ООО "Медосмотр 23" осуществляло медицинскую деятельность по адресам не указанным в действующей лицензии, а именно:
- Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 179 при оказании медицинских услуг государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клинический кожно-венерологический диспансер" министерства здравоохранения Краснодарского края в период, предусмотренный контрактами N 0318200072715000095-0077057-02 от 21.04.2015, N 0318200072715000040-0077057-02 от 08.03.2015; актом N 1682 от 06.05.2015; N 894 от 12.03.2015. платежными поручениями N 4158 от 16.07.2015; N 4157 от 16.07.2015; N 4156 от 16.07.2015; N 1717 от 10.04.2015; N 1718 от 10.04.2015;
- Краснодарский край, г. Белореченск, ул. ВЛКСМ, 129 А при оказании медицинских услуг государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Белореченский медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края в период, предусмотренный контрактом N 0318-0102350 от 21.04.2015 на оказание услуги по проведению медицинских осмотров; актом N 1518 от 23.04.2015, платежными поручениями N 254 от 08.05.2015, N 255 от 08.05.2015;
- Республика Адыгея, Майкопский район, 3 км на север от п. Каменномостский при оказании медицинских услуг государственному казенному учреждению "Санаторий "Победа" ФТС России в период, предусмотренный государственным контрактом N 031 от 06.04.2015; актом N 2242 от 05.06.2015; платежными поручениями N 134583 от 16.09.2015, N 880461 от 10.06.2015;
- Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск, при оказании медицинских услуг государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 4" министерства здравоохранения Краснодарского края в период, предусмотренный контрактом N 0318200021715000031-0046455-01 на оказание услуг по периодическому медицинскому осмотру от 13.05.2015; актом N 2179 от 03.06.2015; платежным поручением N 933 от 08.07.2015;
- Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск при оказании медицинских услуг государственному казенному учреждению социального обслуживания Краснодарского края "Приморско-Ахтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в период, предусмотренный государственным контрактом N 42 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников учреждения от 05.05.2015; актом N 1795 от 14.05.2015;
- Краснодарский край, ст. Брюховецкая при оказании медицинских услуг государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Краснодарского края "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" в период, предусмотренный контрактом N 0318200021615000013 на проведение периодического медицинского осмотра работников от 20.05.2015;
- Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 186 при оказании медицинских услуг государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Краснодарский машиностроительный колледж" Краснодарского края в период, предусмотренный контрактом на оказание услуг по периодическому медицинскому осмотру работников N 5-ЗК от 12.05.2015; актом N 2227 от 05.06.2015; платежным поручением N 845 от 18.06.2015;
- Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 34 "А" при оказании медицинских услуг государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Горячеключевской медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края в период, предусмотренный контрактом N 0318200075515000001-0159950-02 от 13.04.2015 на предоставление услуги по проведению медицинских осмотров; актами N 4087 от 21.09.2015, N 1803 от 14.05.2015; платежными поручениями N 579 от 13.10.2015, N 270 от 19.05.2015.
- Краснодарский край, г. Армавир МБОУ гимназия N 1 при оказании медицинских услуг муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия N 1 в период, предусмотренный контрактом N 8 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников от 05.05.2015; актом N 1973 от 18.05.2015; платежным поручением N 154 от 29.05.2015;
- Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, 23 при оказании медицинских услуг государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Новороссийский медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края в период, предусмотренный контрактом 0318200014415000010-0100612-01 от 30.03.2015; актом N 1527 от 23.04.2015; счет на оплату N 277 от 23.04.2015.
Выявленные нарушения зафиксированы Министерством здравоохранения Краснодарского края в протоколе об административном правонарушении от 24.11.2015 г. N АД-230-М/2015.
При составлении протокола присутствовал директор ООО "Медосмотр 23" Степанищенко В.М., которому были разъяснены его процессуальные права, что подтверждается подписью Степанищенко В.М. в протоколе об административном правонарушении от 24.11.2015 г.
Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, процессуальных нарушений при составлении протокола судом не установлено.
Копия протокола вручена директору ООО "Медосмотр 23" Степанищенко В.М. лично, под роспись.
По мнению Министерства, выявленные нарушения являются основанием для привлечения ООО "Медосмотр 23" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, что и послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Оценив в совокупности представленные в дело документы, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" В соответствии со ст. 3 данного закона нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Основными принципами охраны здоровья в РФ являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны.
В соответствии со ст. 6 Закона приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе путем организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.
Статьей 10 закона предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
В связи с этим, ст. 213 Трудового кодекса РФ и иными нормативными актами предусмотрена обязанность работодателя обеспечить за свой счет и в рабочее время проведение медицинских осмотров работников, объем и количество которых зависит от вида деятельности работника Определение медицинским осмотрам и диспансеризации даны в статье 46 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ от 21.11.2015 г. N 323-ФЗ:
Так, в соответствии с частью 1 ст. 46 Закона, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Медицинские осмотры подразделяются на:
- профилактический медицинский осмотр,
- предварительный медицинский осмотр
- периодический медицинский осмотр,
- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры,
- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры,
- иные установленные законодательством РФ виды медицинских осмотров.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении отдельных категорий граждан могут проводиться углубленные медицинские осмотры, представляющие собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.
Понятие диспансеризации содержится в части 4 ст. 46 закона N 323-ФЗ:
Так, диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 5 ст. 46 Закона, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона, в случаях, установленных законодательством РФ, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (ч. 7 ст. 46 Закона).
Таким образом, ст. 46 Закона императивно указывает, что медицинский осмотр является одним из этапов диспансеризации.
Аналогичные понятия медицинских осмотров и диспансеризации закреплены в статье 18.2 Закона Краснодарского края от 30.06.1997 г. N 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края".
Кроме того, такое же определение диспансеризации дано и в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан, которым утвержден порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.
Понятие "медицинской деятельности" закреплено законодателем в п. 10 ст. 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ от 21.11.2015 г. N 323-ФЗ. Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из буквального толкования данного определения следует, что медицинские осмотры являются составной частью медицинской деятельности.
На основании п. п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.
В соответствии с пунктом 1 Требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 г. N 121н настоящие требования устанавливаются к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях в зависимости от условий оказания медицинской помощи и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
Требования по организации и выполнении работ при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз обозначены в пункте 7.
Вместе с тем, пункт 7 Требований не дает разъяснений какие именно работы проводятся при проведении предварительных и периодических медосмотров.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к Приказу).
Данный порядок определяет цели медицинских осмотров, порядок проведения медицинских осмотров и виды работ (участие специалистов), осуществляемых при проведении медицинских осмотров.
В соответствии с пунктами 2 Порядка обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Конкретные виды работ (услуг) проводимых при предварительных медицинских осмотрах указаны в Приложении 2 и зависят от наименования работ и профессий.
При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.
Пунктом 11 порядка проведения предварительных осмотров (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) предусмотрено, что предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
Согласно п. 30 вышеуказанного порядка периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.
Судом установлено, что определяя необходимые объемы медицинских осмотров (составляя спецификации к контрактам, указанным в протоколе об административном правонарушении от 24.11.2015 г.) общество руководствовалось, в том числе, и спецификой работы конкретного учреждения.
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" установлен Приказом Минздрава России от 06.10.2014 N 581н.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н утверждено Положение "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
В соответствии с данным Положением, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к вышеуказанному Положению.
Согласно п. 5. Положения-первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся; по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9).
Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады установлены в Приложении N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Положению мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощью населения, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
В соответствии с пунктом 3. Приложения N 8 состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована (п. 4 приложения 8). При этом лицензирование площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 6 Приложения N 8 мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 данных Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
Из материалов дела следует, что ООО "Медосмотр 23" осуществляло проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (осмотр врачами-специалистами, функциональные исследования и забор анализов) в помещениях медицинского центра (на основании договора аренды), а также с применением Комплекса передвижного диагностического зарегистрированного в Росздравнадзоре как медицинское изделие, что соответствует п. 4 подпункту "а" и "б" Постановления N 291 от 16 апреля 2012 г. "О лицензировании медицинской деятельности". Соответствующие документы представлены в дело.
В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03 февраля 2015 г. N 36ан, которым утвержден порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (далее Порядок) диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.
Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:
1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ (далее - хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
2) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;
3) проведения краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;
4) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.
Согласно пункту 6 Порядка диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее - медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы.
Диспансеризация проводится в два этапа.
Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации, и включает в себя: 1) опрос (анкетирование), направленное на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (далее - анкетирование); 2) антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела; 3) измерение артериального давления; 4) определение уровня общего холестерина в крови (допускается использование экспресс-метода); 5) определение уровня глюкозы в крови экспресс-методом (допускается лабораторный метод); 6) определение относительного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 21 до 39 лет и абсолютного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 65 лет, не имеющих заболеваний, связанных с атеросклерозом; 7) электрокардиографию в покое (для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 лет и старше, а для мужчин в возрасте до 35 лет и женщин в возрасте до 45 лет - при первичном прохождении диспансеризации); 8) осмотр фельдшером (акушеркой), включая взятие мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование (далее - мазок с шейки матки) (для женщин в возрасте от 21 года до 69 лет включительно); 9) флюорографию легких; 10) маммографию обеих молочных желез (для женщин в возрасте от 39 до 75 лет); 11) клинический анализ крови (в объеме не менее определения концентрации гемоглобина в эритроцитах, количества лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов); 12) клинический анализ крови развернутый (для граждан в возрасте от 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет вместо клинического анализа крови); 13) анализ крови биохимический общетерапевтический (в объеме не менее определения уровня креатинина, общего билирубина, аспартат-аминотрансаминазы, аланин-аминотрансаминазы, глюкозы, холестерина) (для граждан в возрасте 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет вместо исследований, предусмотренных подпунктами 4 и 5 настоящего пункта); 14) общий анализ мочи; 15) исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим методом (допускается проведение бензидиновой или гваяковой пробы) (для граждан в возрасте от 48 до 75 лет); 16) ультразвуковое исследование (далее - УЗИ) органов брюшной полости и малого таза на предмет исключения новообразований для граждан в возрасте 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет (для женщин УЗИ поджелудочной железы, почек, матки и яичников; для мужчин УЗИ поджелудочной железы, почек и предстательной железы), а для мужчин, когда-либо куривших в жизни, также УЗИ брюшной аорты с целью исключения аневризмы однократно в возрасте 69 или 75 лет; 17) измерение внутриглазного давления (для граждан в возрасте 39 лет и старше); 18) прием (осмотр) врача-терапевта, включающий установление диагноза, определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, проведение краткого профилактического консультирования, включая рекомендации по здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, определение медицинских показаний для обследований и консультаций в рамках второго этапа диспансеризации.
Первый этап диспансеризации может проводиться мобильными медицинскими бригадами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с правилами организации работы мобильных медицинских бригад, предусмотренными приложением N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н).
При этом, в случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, но при этом выполненные осмотры, исследования и иные медицинские мероприятия составляют 85% и более от объема обследования, установленного для профилактического медицинского осмотра, такие случаи учитываются как проведенный гражданину профилактический медицинский осмотр.
Как следует из материалов дела и пояснений Общества, последнее осуществляло свою деятельность с помощью мобильных бригад, руководствовалось нормами ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ от 21.11.2015 г. N 323-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан и иными вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, согласно Требованиям, утвержденным приказом Минздрава РФ N 121н, "медицинские осмотры (предварительные, периодические)" не относятся к первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, не могут быть применены к деятельности общества по проведению медицинских осмотров.
С учетом изложенного, медицинский осмотр надлежит проводить по месту осуществления медицинской деятельности, указанной в лицензии, не урегулированность вопроса об осуществлении медицинской деятельности с использованием ПМК на законодательном уровне не дает обществу право осуществлять деятельность, не предусмотренную законом и лицензией.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности может как совпадать, так и не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д. (например обособленные подразделения).
Пунктом 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (п. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
Министерством здравоохранения Краснодарского края обществу выдана лицензия на право осуществления медицинской деятельности от 22.10.2014 г. N ЛО-23-01-007822. Адрес места осуществления деятельности: 350049, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Космонавта Гагарина, д. 118.Лицензия выдана бессрочно.
В ходе проведенной проверки Министерством установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается Обществом, что во исполнение заключенных с ГБУЗ "ККВД", ГБОУСПО "Белореченский медицинский колледж", ГКУ ФТС России "Санаторий "Победа", ГБУ "СПБ N 4", ГКУСОКК "Приморско-Ахтарский СРЦН", ГБУСОКК "Брюховецкий КЦСОН", ГБОУСПО "Краснодарский машиностроительный колледж", ГБОУСПО "Горячеключевской медицинский колледж", МБОУ гимназия N 1 г. Армавир, ГБОУСПО "Новороссийский медицинский колледж" контрактов Обществом проведены медицинские осмотры с помощью мобильных выездных бригад по адресу нахождения государственных бюджетных учреждений, то есть по адресу, не указанному в лицензии, что образует в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного часть. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для иной квалификации противоправного деяния.
Поскольку заявление Министерства здравоохранения представленные материалы дела об административном правонарушении, содержащие данные, указывающие на событие административного правонарушения, и представленные доказательства являются достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд полагает возможным переквалифицировать действия Общества с части 2 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Осуществление деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии в качестве места осуществления деятельности, является нарушением лицензионных требований и условий, за которое ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
При указанных обстоятельствах, суд считает доказанным факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств дела, учитывая позицию административного органа, суд считает возможным применить к спорной ситуации положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно названной статье, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Положения о возможности признания административного правонарушения малозначительным направлено на обеспечения справедливости административной ответственности, исключения случаев назначения административных наказаний тогда, когда в этом не имеется необходимости. Назначение административного наказания ответчику в данном конкретном деле не приведет к обеспечению целей административной ответственности в правовом государстве, установленным статьями 1.2, 3.1 КоАП РФ. Согласно названным положениям федерального законодательства, административная ответственность как сложное правовое явление характеризуется не только своей карательной функцией, но и функцией стимулирования позитивного развития охраняемых отношений, раскрывающей социальную ценность административной ответственности как средства, обеспечивающего становление правопорядка и дисциплины. В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В данном же деле, назначения наказания не отвечает целям превенции в правовом государстве. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности (Постановление от 15.01.1998 года N 2-П и от 18.02.2000 года N 3-П).
Судом принимается во внимание, что правонарушение допущено обществом в связи с оказанием услуг по осуществлению медицинского осмотра сотрудников и студентов государственных бюджетных учреждений, в соответствии с условиями контрактов, заключенных по итогам аукциона, по месту их работы, учебы с целью удобства прохождения медицинского осмотра. Жалобы на качество оказанной обществом услуги от государственных бюджетных учреждений не поступали, обратного в материалы дела не представлено. Таким образом, негативных последствий от допущенного обществом правонарушения не наступило.
На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, учитывая, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, суд пришел к выводу о малозначительности выявленного правонарушения, в связи с чем, считает возможным освободить ООО "Медосмотр 23" от административной ответственности.
При этом суд отмечает, что и при освобождении ООО "Медосмотр 23" от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении ООО "Медосмотр 23" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу в течение 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
О.С.СУМИНА