В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Марий Эл о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Детский медицинский центр "Будьте здоровы" к административной ответственности, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2016 г. по делу N А38-978/2016

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл в лице судьи Фроловой Л.А. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Лежниной Н.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Марий Эл к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Детский медицинский центр "Будьте здоровы" (ИНН 1215183927, ОГРН 1141215007394) о привлечении к административной ответственности с участием представителей: от заявителя - Хлебников В.И. по доверенности, Галицкая Е.В. по доверенности, от ответчика - Чекменев А.В. по доверенности

установил:

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - Министерство, административный орган), обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Детский медицинский центр "Будьте здоровы" (далее - общество, ООО "ДМЦ "Будьте здоровы") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Министерство пояснило, что у общества имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности. Однако при проведении мероприятия по контролю установлено фактическое осуществление работ (услуг) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации) и хирургии, которые не названы в лицензии в качестве разрешенных видов работ (услуг). Административный орган полагает, что данное обстоятельство является нарушением лицензионных требований и условий и должно быть квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 5-8, т. 2, л.д. 107-109).

В судебном заседании Министерство заявленные требования поддержало.

Ответчик в отзыве на заявление и в судебном заседании событие административного правонарушения и вину общества в его совершении признал, просил применить административное наказание в виде предупреждения (т. 2, л.д. 113, протокол и аудиозапись судебного заседания от 28.03.2016).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд отказывает в привлечении ответчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Арбитражным судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью Детский медицинский центр "Будьте здоровы" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 2, л.д. 99-104). При этом общество имеет лицензию от 24.11.2014 N ЛО-12-01-000601, выданную Министерством здравоохранения Республики Марий Эл на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б. Чавайна, д. 15, встроенное помещение 1 (т. 1, л.д. 26-27).

Согласно пункту 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.07.2006 N 162, Минздрав РМЭ является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) (т. 2, л.д. 85-92).

Административным органом в отношении ООО "ДМЦ "Будьте здоровы" на основании приказа Министерства от 12.01.2016 N 10 проведена внеплановая документальная проверка, поводом для которой послужило обращение от потребителя об осуществлении ответчиком лицензируемых видов деятельности без получения специальных разрешений (т. 1, л.д. 17-24).

По результатам проверки составлен акт от 09.02.2016 N 23/16, в котором зафиксировано нарушение, выразившиеся в оказании потребителям первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по оториноларингологии и хирургии в отсутствие соответствующих лицензий (т. 1, л.д. 13-16). Директор ООО "ДМЦ "Будьте здоровы" присутствовал при проведении проверки, копию акта получил.

Уведомлением от 03.02.2016 общество было извещено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении (т. 1, л.д. 12).

На основании проведенной проверки 09.02.2016 главным специалистом-экспертом отдела лицензирования и контроля качества медицинской деятельности Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении N 1/16 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 9-11).

В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ Министерство здравоохранения Республики Марий Эл обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ДМЦ "Будьте здоровы" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 5-8).

Правомерность заявления Министерства проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.

Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исходя из анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Министерством не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1.3 части 1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 - 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В свою очередь, медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.

Согласно приложению к указанному Положению в перечень работ (услуг) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, подлежащих лицензированию, входит, в том числе, оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации) и хирургия. Факт осуществления обществом названных работ (услуг) подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 9.02.2016, актом проверки от 9.02.2016, представленными в материалы дела медицинскими картами больных и соглашениями об объеме и условиях оказываемых платных медицинских услуг и ответчиком не оспаривается (т. 1, л.д. 9-11, 13-16, 61-168, т. 2, л.д. 1-79).

Однако Министерство неверно квалифицировало допущенное обществом нарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования, предъявляемее к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установлены пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.

Тем самым объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, образует осуществление лицензиатом какого-либо вида предпринимательской деятельности, названной в лицензии, с нарушением лицензионных условий и требований. Между тем Министерством установлено фактическое осуществление обществом работ (услуг) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации) и хирургии, которые не названы в лицензии в качестве разрешенных видов услуг. Таким образом, совершенное обществом правонарушение подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не допускается такая переквалификация административного правонарушения, которая повлечет усиление административного наказания, то есть ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгую санкцию по сравнению с частью 3 статьи 14.1 названного Кодекса.

В постановлении Верховного Суда от 2.03.2015 N 301-АФ-14-9043 по делу N А82-2236/2014 разъяснено, что переквалификация административного правонарушения является правом, а не обязанностью суда. Учитывая, что переквалификация совершенного обществом правонарушения с части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ ухудшает положение ответчика, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования Министерства о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Отказать Министерству здравоохранения Республики Марий Эл в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Детский медицинский центр "Будьте здоровы" (ИНН 1215183927, ОГРН 1141215007394, место нахождения: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Орая, Литера А1, дата регистрации в качестве юридического лица 24.09.2014) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья

Л.А.ФРОЛОВА