Общество с ограниченной ответственностью "Диорит" 04.05.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2015 г. по делу N А25-634/2016

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900708860, ИНН 0901024085) к Обществу с ограниченной ответственностью "Диорит" (ОГРН 1030901075480, ИНН 0919004795) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

установил:

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Хозяйственному обществу с ограниченной ответственностью "Диорит" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление обосновывается тем, что Общество, осуществляя медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам водителей (предрейсовым, послерейсовым), допустило нарушение условий, предусмотренных лицензией, а именно:

- для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований используется помещение, состоящее из одной комнаты, не оснащенное следующими медицинскими приборами и оборудованием: шпатели медицинские (10 шт.), оборудованная комната для отбора биологических сред;

- при осуществлении медицинской деятельности используется анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе Drivesafe II (рег. удостоверение N 53543-13, свидетельство об утверждении типа средств измерений СА.С.39.001.А N 50805, зав. номер DS02НВМ00721173) без проведения технического обслуживания согласно технической и эксплуатационной документации, разработанной производителем (изготовителем) медицинского изделия. В частности, не проводятся: корректировка показаний анализатора при каждой проверке либо при появлении надписи "CAL" на дисплее анализатора; проверка анализатора 1 раз в год; замена батареи при необходимости;

- у работника Общества, ответственного за медицинскую деятельность (Вахидовой Джарык Курмановны) отсутствует высшее медицинское образование, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";

- руководителем Общества не разработан порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

- при осуществлении медицинской деятельности при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров не проводится осмотр видимых слизистых и кожных покровов;

- по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником не выносятся заключения о: наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

- в журнале регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров не отражается следующая информация: пол работника; дата рождения работника; результаты осмотра видимых слизистых и кожных покровов; заключение о результатах медицинских осмотров (о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения); подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника;

- на информационном стенде медицинской организации при оказании платных медицинских услуг отсутствует информация, содержащая следующие сведения: адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- заключенный Обществом договор на оказание платных медицинских услуг не содержит следующих сведений: сведения об исполнителе (адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию); условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора; иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Заявление содержало предусмотренные частями 1, 2 статьи 227 АПК РФ признаки, установленные частью 4 статьи 227 АПК РФ ограничения отсутствовали, в связи с чем данное заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 21.03.2016 сторонам в соответствии с правилами части 3 статьи 228 АПК РФ: было предложено представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок до 11.04.2016; было разъяснено, что в случае поступления документов в первоначально установленный срок стороны имеют право на представление в арбитражный суд дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 04.05.2016.

В установленные сроки стороны каких-либо документов в обоснование своей позиции в суд не представили.

Дело рассматривается судом по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Суд, изучив изложенные в заявлении доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике 06.01.2003 за основным регистрационным номером 1030901075480.

Общество осуществляет медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам водителей (предрейсовым, послерейсовым) на основании выданной заявителем лицензии серия ЛО от 10.04.2012 N ЛО-09-01-000228 (рег. N 000016).

Заявителем на основании приказа от 29.01.2016 N 26 проведена плановая выездная проверка соблюдения заявителем лицензионных требований и условий.

В ходе проверки выявлено, что лицензиатом оказании платных медицинских услуг населению не соблюдаются требования Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2012 N 1006), Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее по тексту - Положение о лицензировании медицинской деятельности), письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" что выразилось в следующем:

- для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований используется иметь помещение, состоящее из одной комнаты, не оснащенное следующими медицинскими приборами и оборудованием: шпатели медицинские (10 шт.), оборудованная комната для отбора биологических сред;

- при осуществлении медицинской деятельности используется анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе Drivesafe II (рег. удостоверение N 53543-13, свидетельство об утверждении типа средств измерений СА.С.39.001.А N 50805, зав. номер DS02НВМ00721173) без проведения технического обслуживания согласно технической и эксплуатационной документации, разработанной производителем (изготовителем) медицинского изделия. В частности, не проводятся: корректировка показаний анализатора при каждой проверке либо при появлении надписи "CAL" на дисплее анализатора; проверка анализатора 1 раз в год; замена батареи при необходимости;

- у работника Общества, ответственного за медицинскую деятельность (Вахидовой Джарык Курмановны) отсутствует высшее медицинское образование, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";

- руководителем Общества не разработан порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

- при осуществлении медицинской деятельности при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров не проводится осмотр видимых слизистых и кожных покровов;

- по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником не выносятся заключения о: наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

- в журнале регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров не отражается следующая информация: пол работника; дата рождения работника; результаты осмотра видимых слизистых и кожных покровов; заключение о результатах медицинских осмотров (о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения); подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника;

- на информационном стенде медицинской организации при оказании платных медицинских услуг отсутствует информация, содержащая следующие сведения: адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- заключенный Обществом договор на оказание платных медицинских услуг не содержит следующих сведений: сведения об исполнителе (адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию); условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора; иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Факт осуществления лицензируемого вида деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, зафиксирован в акте проверки от 25.02.2016 N 26. С актом проверки 25.02.2016 ознакомлен руководитель Общества Борлаков Ю.С., ему вручена копия акта.

По факту обнаружения данного нарушения заявителем с участием руководителя Общества Борлакова Ю.С. составлен протокол от 29.02.2016 N 000169 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протоколом Обществу вменено нарушение подпунктов "а", "б", "в", "и" пункта 4, подпунктов "а", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

При составлении протокола руководителю Общества были разъяснены права и обязанности, что подтверждается соответствующей распиской. В протоколе изложены письменные объяснения Борлакова Ю.С.: "Нарушения будут устранены".

У заявителя имеются полномочия на составление протокола об административном правонарушении, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензирование медицинской деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 года в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - по 31 декабря 2012 г. включительно.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении были направлены заявителем в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики для рассмотрения по существу.

При оценке наличия в действиях Общества состава административного правонарушения суд исходит из следующего.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ установлено, что лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).

К лицензионным требованиям в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Лицензия, как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного Федерального закона.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 и утвержденным им Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" утверждены Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств). Приложением N 2 к указанным Методическим рекомендациям является Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, пунктом 4 которого предусмотрено, что для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное): кушетка медицинская; письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.; прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.; алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.; столик для медицинского оборудования - 1 шт.; шпатели медицинские - 10 шт.; сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.; оборудованная комната для отбора биологических сред.

Проведенной заявителем проверкой установлено и не оспаривается Обществом, что в нарушение указанных требований Обществом для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований используется помещение, состоящее из одной комнаты, не оснащенное следующими медицинскими приборами и оборудованием: шпатели медицинские (10 шт.), оборудованная комната для отбора биологических сред.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (пункт 1).

Обращение медицинских изделий включает в себя применение, эксплуатацию, в том числе, техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя). Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Материалами дела подтверждено, что при осуществлении медицинской деятельности Обществом используется анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе Drivesafe II (рег. удостоверение N 53543-13, свидетельство об утверждении типа средств измерений СА.С.39.001.А N 50805, зав. номер DS02НВМ00721173) без проведения технического обслуживания согласно технической и эксплуатационной документации, разработанной производителем (изготовителем) данного медицинского изделия. В частности, Обществом не проводятся: корректировка показаний анализатора при каждой проверке либо при появлении надписи "CAL" на дисплее анализатора; проверка анализатора 1 раз в год; замена батареи при необходимости, соответствующие сведения не отражены в таблице 6 (техническое обслуживание). Наличие данных нарушений Общество не оспаривает.

Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности, является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки". Согласно указанным Квалификационным требованиям по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" для должностей заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации предусмотрены соответствующий уровень профессионального образования (высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", а также подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"), дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, профессиональная переподготовка по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности).

Согласно приказу Общества от 31.12.2005 N 42 ответственность за медицинскую деятельность Общества возложена на медицинского работника Вахидову Джарык Курмановну.

В нарушение приведенных выше требований у данного работника Общества, ответственного за медицинскую деятельность, отсутствует высшее медицинское образование, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Факт нарушения зафиксирован актом проверки и Обществом не оспорен.

Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности, является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Статьей 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В нарушение требований указанных правовых актов руководителем Общества на момент проведения заявителем проверки не был разработан порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что Обществом не оспаривается.

На основании подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Пунктом 7 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, согласно подпункту 1 пункта 10 которого при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров должны осуществляться сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса.

Материалами проверки установлено, что в нарушение указанных требований работники Общества, осуществляя медицинскую деятельность, при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров не проводят осмотр видимых слизистых и кожных покровов.

Согласно пункту 12 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров по результатам прохождения указанных видов медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение: о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Требования пункта 12 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров работниками Общества не выполняются, обратного Обществом не доказано.

На основании пункта 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров результаты проведенных медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно, в которых указывается следующая информация о работнике: дата и время проведения медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество работника; пол работника; дата рождения работника; результаты исследований, указанных в пункте 10 данного Порядка (в том числе осмотр видимых слизистых и кожных покровов); заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 данного Порядка; подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника.

Проверкой установлено, что в журнале Общества регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров не отражается следующая информация: пол работника; дата рождения работника; результаты осмотра видимых слизистых и кожных покровов; заключение о результатах медицинских осмотров (о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения); подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника.

На основании подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Пунктом 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг определено, что:

- платными медицинскими услугами являются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования;

- исполнителем является медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в указанных Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", т.е. под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 данного Федерального закона).

Пунктом 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

- для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

- адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В пункте 12 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг указано, что информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Материалами дела подтверждается, что на момент проведения заявителем выездной плановой проверки Общества перечисленные выше требования пунктов 11 и 12 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг не были соблюдены, поскольку на информационном стенде Общества отсутствует информация, содержащая следующие сведения: адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг договор об оказании медицинских услуг заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме (пункт 16). Договор в соответствии с пунктом 17 данных Правил должен содержать:

- сведения об исполнителе: наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

- фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица; наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

- перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

- стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

- условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

- должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

- ответственность сторон за невыполнение условий договора;

- порядок изменения и расторжения договора;

- иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что в нарушение требований пунктов 16 и 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг заключенный Обществом договор на оказание платных медицинских услуг не содержит следующих сведений: сведения об исполнителе (адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию); условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора; иные условия, определяемые по соглашению сторон.

С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, суд считает, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий Общества по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Обществом медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам водителей (предрейсовым, послерейсовым) без соблюдения приведенных выше требований нормативных правовых актов, что является нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "и" пункта 4, подпунктов "а", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Общество имело возможность соблюдения приведенных выше лицензионных требований и условий, но не предприняло необходимых мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения.

Срок давности привлечения Общества к административной ответственности на день рассмотрения настоящего дела судом не истек.

Существенных нарушений заявителем процедуры привлечения к административной ответственности судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

Суд приходит к выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Суд, исходя из предоставленных ему статьей 2.9 КоАП РФ дискреционных полномочий, не считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным по следующим причинам.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административного правонарушения, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 указано, что квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, арбитражный суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, установив факт отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в исключительных случаях, освобождает лицо, совершившее правонарушение, от ответственности, ограничившись устным замечанием. При этом квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного должна быть мотивирована посредством анализа конкретных обстоятельств дела.

В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное Обществом, как малозначительное, не представлено. Отсутствие негативных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является формальным.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В связи с изложенным данное правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Ответственность за данное правонарушение для юридических лиц санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом и заявителем не установлены.

Общество ранее не привлекалось к административной ответственности, вступивших в законную силу постановлений о привлечении Общества к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений нет, доказательств обратного заявителем не представлено.

Указанное обстоятельство, а также раскаяние Общества, признание его руководителем вины в совершении правонарушения и намерение устранить допущенные нарушения судом рассматриваются в качестве смягчающих ответственность за совершение административного правонарушения.

Учитывая характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности наложения на Общество минимально возможного административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд считает, что в рассматриваемом случае минимальный вид административного наказания в виде предупреждения способен обеспечить достижение целей административного наказания, указанных в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29, 167 - 170, 206 АПК РФ, суд

решил:

Заявление Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900708860 ИНН 0901024085) удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Альботову Юлию Александровну (369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Мира, д. 13, родилась 14.04.1959 в а. Тапанта Адыге-Хабльского района Ставропольского края, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике 06.11.2009 за ОГРНИП 309091731000011, ИНН 090104529269) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде вынесения предупреждения о недопустимости в дальнейшем нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Д.Г.ШИШКАНОВ