Видеоконференция Право-мед.ру № 259+ (16) от 2 мая 2024 года, на которой обсуждалась позиция Народного фронта о выражении недоверия заместителям министра здравоохранения России Е. Камкину и Т. Семёновой.
А. Панов: Начинаем майский сезон 2024 года. Какую тему с коллегами сегодня будем обсуждать? Не простую, а о системных недостатках в работе заместителей министров здравоохранения России.
Кто же позволил усомниться в наличии данных недостатков?
Обратимся к первоисточнику - сайту Народного фронта, на тематической площадке которого был поднят вопрос о недостатках в работе заместителей министра здравоохранения.
Что же изложено на страницах сайта?
С сайта Минздрава России вот эти персоналии.
Вопрос, который я вынес на обсуждение коллег.
Первым словом по этой общественно-политической тематике Дмитрию Гаганову. Итак, Дмитрий, ваше мнение?
Д. Гаганов: Во-первых, хотел бы поддержать мнение уважаемого модератора, что вопрос действительно непростой. И обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, несомненно, последуют оргвыводы, организационные выводы на уровне Министерства здравоохранения. В чем именно они будут заключаться, будет ли по итогам этих действий какое-либо публично-правовое преследование, мы можем только предполагать - какие последствия для заместителей министра здравоохранения наступят, мы можем тоже только думать и предполагать.
Во-вторых, что мы можем с большей уверенностью сказать. Если дело дошло до тематической площадки здравоохранения Народного фронта, значит кулуарно эту проблему решать не будут, но я смелюсь предположить, что видимо были попытки решения.
Почему я данное предположение озвучиваю? Поскольку отслеживаю в интернете наличие этих фирм, которые за сумму небольшую предполагают и аккредитацию, и обучение по всем направлениям, включая космическую и авиационную медицину. То есть только деньги заплатите, у вас будет корочка красивая. И еще по базам всем пройдете.
Это очень серьезно и предполагает, что прослеживается тенденция, что следы вели наверх. И вынос на общенародное обсуждение. Народный фронт это площадка публичной направленности. В какой-то мере это как в Древнем Риме Вокс Попули, Вокс Дэй – «Глаз народа, глаз Божий».
Это сигнал о начале серьёзных тектонических сдвигов в эшелонах власти. Ну, а более узкий сектор – это сфера здравоохранения.
В-третьих, поскольку речь идёт о ненадлежащем исполнении национальных проектов, а здесь озвучены были проекты ФАПы, фельдшерско-акушерские пункты и отдельно упомянут мобильный фельдшер, в кавычках называется, и это тоже в рамках национальных проектов.
Есть отчетность по исполнению национальных проектов. Эту отчетность предоставляет именно замы. Идет проверка этой отчетности по показателям, которые указаны в паспортах этих национальных проектов. Видимо, что-то с чем-то не сошлось. Поскольку те субъекты исполнительной власти, которые проверяют исполнение национальных проектов, в том числе и по критериям эффективности. Они, как правило, используют второй, третий, четвертый независимый источник информации. И сверяют это с отчетностью по исполнению национального проекта.
В-четвертых, как подчеркнул Алексей Валентинович, на заседании этой тематической площадки Народного фронта прозвучала просто конкретика: незаконные схемы подготовки специалистов, выдача документов, связанных с вопросами аккредитации, вопросы допуска профессию тоже решались ненадлежащим образом, липовые справки о прохождении обучения. Ну и фирмы, которые занимались непонятно чем, то есть ненадлежащей аккредитации.
Отдельного внимания заслуживает, конечно, участие Национальной палаты в заседании данной тематической площадки, поскольку Национальная медицинская палата неоднократно поднимала вопрос о беспорядке, который царит в области аккредитации специалистов и в обучении специалистов, их профессиональной переподготовки. Возможно, что вопрос сдвинется с мертвой точки.
Следовательно, решение, я бы не сказал чистка, сейчас пока идет обсуждение. Можно сказать, что уже принято. То есть кулуарно это не будет решаться. Как я сказал, повторяюсь, раз вынесено на тематическую, на обсуждение на тематической площадке Народного фронта, значит будут и дальнейшие действия. Вот что я хотел бы сказать на данную тему.
А. Панов: Спасибо! Дмитрий Кашка, ваше мнение: есть что-то дополнить, опровергнуть, согласиться.
Д. Кашка: В чем-то, да, я согласен. В первую очередь я согласен с тем, что, безусловно, есть недоработки, есть проблемы, есть проблемы в качестве подготовки специалистов, проблемы образовательной деятельности. Мы это уже обсуждали на других встречах, но на мой взгляд совершенно недопустимые формулировки были применены: липовые справки, неучи, которые работают в больнице. Мало того, что это не очень красиво звучит, собственно говоря, прежде чем говорить о липовых справках, нужно доказать, что они действительно были липовыми. А не так огульно говорить обо всем.
То, что много документов выдается, которые во многом формально подтверждают «прохождение обучение» это да, но опять-таки, на мой взгляд, это не вопросы заместителя министра здравоохранения. Вопросы к министерству образования в первую очередь, по проведению таких образовательных курсов, по возможности их вообще проведения.
Я считаю, что мало что изменится в деятельности министерства здравоохранению. Озвучивает вопросы и оценивает качество здравоохранения председатель профсоюза угольной промышленности, который далек от здравоохранения настолько, наверное, как я от угольной промышленности, то есть электрик, который занимается профессионально политической деятельностью же у кого-то по-моему 30 лет. И вот он оценивает качество здравоохранения, качество работы специалистов, но это не очень правильно. Я понимаю, что в традициях нашего государства - государства советов, они во многом остались. И фразы, которые звучали в фильме «Собачье сердце» - позиция профессора Преображенского она мне очень во многом импонирует, что не должны кухарки принимать закон не должны электрики и шахтеры оценивать качество здравоохранения.
У нас во многом сейчас оценка качества здравоохранения базируется на довольстве пациентов, на довольстве людей. Довольны ли они оказываемыми услугами, не результатами лечения, не тем, что и как делается, а довольны ли они оказанными услугами. Как их встретили, как с ними поговорили. И в первую очередь на это идет акцент. Если говорить о том, что народные массы недовольны, надо четко говорить, чем недовольны народные массы.
На мой взгляд, было очень неправильно проводить эту оптимизацию здравоохранения вообще в принципе, в результате которой очень много было и фельдшерско-акушерских пунктов упразднено. И теперь сваливать все это на нынешних замминистра здравоохранения, наверное, не очень правильно. Хотя, безусловно, их ответственность во многих действиях и моментах присутствует. Вот такая у меня позиция. Спасибо.
А. Панов: Спасибо, Дмитрий. Послушаем модератора. Коллеги, вспомним начало лицензирования медицинской деятельности. Сколько появилось фирм, фирмочек, которые готовы за достойную такую хорошую плату подготовить весь полный пакет документов. И расходы были достаточно значимыми, и спрос был.
Как только государство перешло на выдачу лицензии без срока действия, пошел спад в рамках предлагаемых услуг данных фирм. В общем, там сейчас на рынке, наверное, их осталось раз-два и обчелся. Потому что процедуры лицензирования, подача документов, переход в интернет, достаточно все прозрачно.
В отношении шахтерской оценки здравоохранения. С одной стороны я с Дмитрием Кашка согласен, с другой может быть и нет. Почему?
Потому что может быть в Народном фронте делегировали озвучить вот такое нелицеприятное решение не медицинскому работнику, а далекому от медицины, потому что все равно корпоративная среда, она существует. И не всякий даже представитель Народного фронта будет отзываться о заместителях министра.
Но какие нюансы? 7 мая инаугурация Владимира Владимировича, который в очередной раз станет президентом. С этого момента Правительство уходит в отставку. То есть господин Мурашко уже не министр до нового назначения. Но это не значит, что вместе с ним уходят и заместители министров. Они продолжают действовать. И либо будет новый министр здравоохранения, как Мурашко сменил Скворцову, либо он останется в этой должности.
В чем я солидарен с Дмитрием Гагановым? Народный фронт, он появился, насколько я помню, по инициативе Владимира Путина. И если он озвучивает какое-то решение, то наверняка оно уже имеет под собой основание. И данное решение о недоверии должно же каким-то образом быть реализовано.
Представляете, вот Народный фронт недоверие выразил, а Семина и Камкин будут продолжать работать. Значит, получается, новым заместителем министра мнения Народного фронта, оно как бы какой-то роли играть не будет.
Поэтому я полагаю, что исходя из этой ситуации, тем более принято большинством голосов, всего лишь один воздержался, мне представляется, что эти два заместителя министра с высочайшей долей вероятности свои посты покинут. Даже несмотря на то, что не все в их силах было влиять на те проблемные вопросы, которые мы с вами обозначили и с которыми сталкивается население.
Другой вопрос, ну придут на их место иные заместители министра, будет кадровая ротация. Появится ли при этом какая-то упорядоченность в сфере аккредитации, набирания часов, допуска к единой государственной системе в сфере здравоохранения, заполнения всех этих документов.
Но, может быть, со временем да, на энтузиазме вновь пришедших заместителей министров. В общем-то, ответить на этот вопрос, который я поставил, ответ скоро мы с вами получим, после того, как появится новый министр здравоохранения, либо старый и сформирует свою команду.
Но моя позиция такая, что раз босс профсоюзов из угольной промышленности озвучил, абсолютное большинство поддержало, данные заместителей министров работать на своей должностью в последующем не будут. Моя позиция с аргументами. Коллеги, спасибо за профессиональное общение. Был рад услышать мнение по этому такому общественно-политическому вопросу. И до новых встреч в мае.