Конкуренции в системе ОМС не будет?

Евгений Рабцун, Василий Кузнецов
Гендиректор Центра семейной медицины «Санталь» Евгений Рабцун и исполнительный директор СРО НП "Медальянс" Василий Кузнецов не верят неприятным слухам об ОМС
26.02.2014
3501

Казалось бы, государство очень трепетно относится к конкуренции. Судите сами:

- Конституция РФ в ст. 8 гарантирует поддержку конкуренции;

- действует специально принятый Федеральный закон РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ-135);

- за попытку ограничить, устранить конкуренцию можно потерять свободу на срок до шести лет по статье 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»;

- специально создана «Федеральная антимонопольная служба» (ФАС), которая содержится государством чтобы защищать конкуренцию.

Но ходят слухи, что на территории нашей страны вполне легально действует рынок, где выше перечисленное законодательство игнорируется – это рынок медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС. Как такое возможно? Не может такого быть… разве государство допустит?

Однако… На территории всех субъектов РФ действуют мед.организации (многочисленная группа мед.организаций), единым и единственным учредителем которых является субъект РФ. Управление этой группой мед.организаций реализуется единым органом управления в лице регионального министерства (департамента) здравоохранения. В соответствии с критериями, определенными в ст.9 ФЗ-135, такие мед.организации (их группа), являются группой лиц (хозяйствующих субъектов).

В соответствии с критериями, определенными ст.5 ФЗ-135, данная группа лиц (хозяйствующих субъектов) занимает доминирующее положение на рынке медуслуг, реализуемых в системе ОМС.

Используя доминирующее положение, данная группа в лице единого органа управления - министерства (департамента) здравоохранения субъекта РФ, как правило, производит злоупотребления на рынке медуслуг, реализуемых за счет средств ОМС, а именно:

оказывает решающее влияние на общие условия реализации медуслуг;

- ограничивает доступ на соответствующий рынок новых конкурентов, за счет экономических и административных ограничений;

- в одностороннем порядке определяет уровень цены на медуслуги;

- устанавливает (оказывает существенное влияние) монопольно низкую цену, которая явно ниже суммы необходимых для производства и реализации такого рода услуг расходов и прибыли, и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке медуслуг.

Статьей 10 ФЗ-135 прямо устанавливается запрет на злоупотребление доминирующим положением, приводящим к вышеперечисленным последствиям. И все равно ходят слухи, что подобные злоупотребления можно встретить в каждом регионе РФ, где частные мед.организации (далее «частники») приняли решение участвовать в рынке медуслуг, оплачиваемых за счет средств ОМС. Что, мол, для частников устанавливают какие-то специальные цены, ниже уровня себестоимости и цен на такие же услуги, оказываемые организациями, входящими в доминирующую группу лиц. Или, говорят, установив изначально один тариф, в одностороннем порядке снижают его в несколько раз в течение года, как бы побуждая «частника» отказаться от договорных отношений. Врут, наверное… Разве государство такое допустит?

Однако… Как правило, на территории всех субъектов РФ, действия, ограничивающие конкуренцию, производит и государственный внебюджетный фонд ОМС, в лице территориального фонда ОМС, а именно:

- устанавливает для приобретателей товаров (застрахованных по ОМС граждан) ограничение выбора мед.организаций (хозяйствующих субъектов), которые предоставляют такие услуги, методом отказа (ограничения) в выдаче так называемого госзадания. По существу, это ограничение не только права в реализации медицинских услуг, но и их потребления, приобретения;

- создает дискриминирующие условия - неравномерное распределение объемов медпомощи (медуслуг), оплачиваемых за счет средств ОМС.

Статья 15 ФЗ-135 прямо устанавливает запрет на вышеперечисленные действия (бездействие) государственных внебюджетных фондов, ограничивающих конкуренцию.

Ходят слухи, что в некоторых регионах РФ на рынке медуслуг, реализуемых за счет средств ОМС, происходит централизованное распределение (!) объемов этих услуг по исполнителям, без учета мнения потребителей (пациентов). И что это централизованное распределение происходит неравномерно. Говорят, что, например, государственному перинатальному центру, входящему в группу лиц, занимающих доминирующее положение, могут дать 70 квот на ЭКО, а частному перинатальному центру, который не входит в группу лиц – 2 квоты. Или распределить все объемы государственным стоматологиям (входящим в доминирующую группу лиц) и лишь одной частной. А 12 частным стоматологиям, заявившимся для работы в ОМС, совсем отказать. Поговаривают, что такие неравномерности можно встретить и при распределении объемов медуслуг, связанных с хирургическим вмешательством и диагностикой, консультативными услугами (план посещений к врачу). Врут, наверное… Разве государство такое допустит?

Однако… Во всех регионах РФ тарифы (цены) на медицинские услуги, реализуемые за счет средств ОМС, определяются тарифным соглашением, которое принимается согласительной комиссией. В соответствии с ФЗ-135, это не что иное, как «согласованные действия» органов исполнительной власти субъектов РФ в лице министерства (департамента) здравоохранения, государственного внебюджетного фонда ОМС, терр.фонда ОМС и группой лиц (медицинских организаций), занимающих доминирующее положение.

А такие соглашения и согласованные действия приводят к ограничению, препятствованию, устранению конкуренции на рынке медуслуг, поскольку:

- экономическим, административным образом не обосновано установление различных цен (тарифов) на одни и те же услуги для организаций государственной и частной форм собственности;

- ограничен доступ на рынок медуслуг, финансируемых за счет средств ОМС - с него устраняются некоторые мед.организации (хозяйствующие субъекты).

Статья 16 ФЗ-135 прямо устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов гос.власти субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

…Ходят слухи, что в некоторых регионах РФ тарифы (цены) на медуслуги, реализуемые за счет средств ОМС, принимаются по сговору группы лиц, занимающих доминирующее положение, территориальным внебюджетным фондом ОМС и органами исполнительной власти. Говорят, это называется тарифным соглашением, а процесс сговора – согласительной комиссией. Ходят слухи, что участие в этой согласительной комиссии представителям медицинских организаций, не входящих в группу доминирующих лиц, закрыт. Поговаривают еще, что от представителей доминирующей группы в лице региональных министерств (департаментов) здравоохранения в адрес частных мед.организаций поступают реплики, побуждающие к прекращению деятельности на рынке медуслуг, финансируемых за счет ОМС. К примеру, такие: «Обсуждений не будет. Не нравится, не устраивают цены – уходите». Или звучат мнения, похожие на угрозы: «На рынке бесплатной медпомощи (то есть медуслуг, реализуемых за счет средств ОМС) частных организаций вообще не должно быть, бесплатную помощь должны оказывать только государственные» (входящие в группу лиц, занимающих доминирующие положение). Конечно, можно получить и хорошие тарифы, и объемы заказов, но для этого надо иметь «плотные» связи с теми, кто эти цены назначает и объемы распределяют - людьми из исполнительной власти …

Но это уж точно клевещут! Разве государство такое допустит?

Приложением № 1 к Правилам ОМС, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 года № 158-н обозначено, что персональный состав Комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Так вот, ходят слухи, будтокандидатуры в состав комиссии направляются по согласованию с исполнительным органом власти. Таким образом, в большинстве регионов якобы созданы «ручные» комиссии по разработке терр.программ ОМС, в которых представляются интересы лишь органов исполнительной власти, внебюджетного фонда и группы лиц, занимающих доминирующее положение на рынке. Снова, наверное, врут…

Казалось бы, вышеизложенные действия:

- нарушают единство экономического пространства, свободы экономической деятельности в РФ;

- препятствуют конкуренции и созданию условий для эффективного функционирования рынка медуслуг, реализуемых за счет средств ОМС на территории субъектов РФ;

- создают условия для развития монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции как со стороны группы лиц, занимающих доминирующее положение, так и со стороны органов государственной власти субъектов РФ и государственного внебюджетного фонда ОМС в лице территориальных фондов РФ…

Так может, и не нужна уже конкуренция в ОМС? Для чего она?

Если ответить просто – для повышения эффективности для потребителя. На рынке медуслуг, реализуемых за счет средств ОМС, потребителем является государство. Через посредников в лице частных страховых компаний, по договорам на оказание медуслуг оно приобретает эти услуги у мед.организаций, реализуя их гражданам бесплатно. Почему делает это через частных посредников при наличии Страховщика (фонда ОМС) - непонятно, но это другой вопрос....

Конкуренция же нужна государству для повышения эффективности системы здравоохранения. Проблема эффективности по-прежнему на повестке дня, а после многомиллиардной модернизации особенно актуальна. Ведь без конкуренции нет рынка, а значит - нет свободы выбора. В таком случае остается система централизованных планирования и распределения на основе обобществленного имущества: «Берите, что дают. Не нравится - не берите».

Ходят слухи, что сегодня система ОМС так и работает.

Врут, наверное… Разве государство такое допустит?

Генеральный директор МО «ЦСМ Санталь» Евгений Рабцун (Томск)

Исполнительный директор СРО НП "Медальянс" Василий Кузнецов (Красноярск)

Комментарии: