За год до вступления в программу ОМС я решил узнать, куда подавать документы, чтобы включили в реестр мед.организаций, участвующих в реализации терр.программы. Пошел в родной минздрав, где получил односложный ответ: «Не знаем».
Наконец выяснил, что работать в системе ОМС в этом году уже нельзя: дождитесь следующего и тогда подавайте заявку. Попутно пояснили, что заявки принимаются до 1 сентября будущего года в Территориальном Фонде Обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС).
Подготовив пакет документов, в августе отнес их в ТФ ОМС и стал ждать. Сказали, что вызовут для подписания договоров.
30 декабря (четырех месяцев им не хватило – хорошо еще, не 31 числа) меня вызвали для подписания документов. Число частных клиник, включенных в программу ОМС, за год увеличилось в два раза — с четырех до восьми. Несомненный прогресс местного здравоохранения! Наша частная клиника оказалась среди них единственной стоматологической.
На меня смотрели с интересом представители всех трех страховых компаний. Сейчас понимаю, что разглядывали с сожалением: «И куда ты влез со своей стоматологией?». Вручили договора – подписал их, особенно не вчитываясь в пункты о штрафных санкциях. Подарили по полиэтиленовому пакету с календарями и шариковой ручкой: «Работайте!».
Но вот как начинать работу, с чего - не сказали. Только рекомендовали ознакомиться с пакетом документов, который вышлют из экономического отдела минздрава, особо обратив внимание на Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932 и Постановления облправительства на 2014 год.
Если 932-е я быстро нашел в интернете, то местное сумел получить лишь при оплате услуг «Консультанту» в конце января.
После январских каникул начались мои хождения по страховым компаниям с целью узнать, какие реестры и документы нужны для отчета. Вроде бы всё узнали о бумажных носителях, но отчет еще надо сдавать в электронном виде. Здесь и начались основные мытарства.
Бюджетный Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) создан в том числе и для оформления документов, подключения к сервисам минздрава Омской области для участия в программе ОМС на 2014 год.
Вначале я написал заявление с просьбой предоставить этот самый доступ к сервисам и приложил нему учредительные документы (реквизиты, номера счетов). Потом известил «Ростелеком» о том, что наша клиника включена в Реестр мед.организаций, оказывающих услуги по ОМС - «в связи с этим просим предоставить доступ к каналу связи минздрава для работы по терр. программе ОМС».
Когда МИАЦ и «Ростелеком» договорились о тесном сотрудничестве, меня послали оплатить услуги по подключению. Оптимистично настроенный, я явился в МИАЦ в конце января. Один из руководителей спросил, когда я собираюсь подавать первый отчет по ОМС. Узнав, что за февраль, искренне удивился: «Вы же не успеете подключиться! А главное, вам нужен штатный программист для электронной отчетности».
Я не поверил, а зря. Дальнейшие хождения между «Ростелекомом» и МИАЦ подтвердили эти опасения. Вначале модем никак не хотел устанавливать соединение из-за прописанных в него параметров связи. После многочисленных попыток подключения поехал с ним в «Ростелеком», где установили, что злосчастный прибор не может сохранять параметры соединения. Рекомендовали заменить на новый, что я и сделал - за 1850 рублей.
На новом модеме специалисты МИАЦ установили новые параметры, но он все равно не хотел соединяться с каналом связи минздрава. Кончилось тем, что вызванный нами за 500 рублей программист на такси поехал в МИАЦ и настроил этот модем. Все, можно работать… Не приняли ни одного пациента по ОМС, а уже понесли расходы…
Тут из минздрава потребовали отчитаться по сайту клиники. Отчитались. И сразу же пришел запрос из ТФ ОМС отчитаться по приему больных (издеваются, что ли?). Отчитались по нулям. Из министерства позвонили и попросили забрать госзаказ на бесплатные услуги по нашей клиники. Забрали.
Теперь хочется остановиться на договоре. Это пять листков основного текста и шестой, с реквизитами организаций. И еще три приложения, поразившие мое воображение. Права и обязанности сторон изложены таким образом, что страховая компания обязуется оплачивать, контролировать, обеспечивать информационным материалом и осуществлять информационный обмен, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и договором. И, конечно же, штрафовать за провинности.
Обязанности страховщиков изложены в семи пунктах, а обязанности мед.организации - в 17-ти, и невыполнение каждого грозит штрафом. Сами же штрафные санкции занимают 21 печатный лист, включая 145 (сто сорок пять!) пунктов для отказа в оплате медпомощи (уменьшении оплаты), а также уплаты мед.организацией штрафа - в том числе за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медпомощи ненадлежащего качества.
Поражает размер штрафов за каждый промах лечебной организации: от 50 до 200-процентного обложения. Такое чувство, что наша клиника пришла в этот сегмент медицинских услуг не помогать населению, а платить штрафы…
Причем в первом (о количестве принятых пациентов) и третьем приложениях (о штрафных санкциях) надо расписаться и поставить печать. Во втором же (сведения о численности лиц) расписываться не надо…
Все, можно работать.
Министр здравоохранения РФ Скворцова говорит, что работать следует по протоколам или стандартам. Но оказалось, что не все протоколы по стоматологии разработаны и приняты. Есть кариес дентина, кариес корня зуба, язвенно-некротический гингивит, но где пульпит и периодонтит? Основные заболевания зубов. Непонятно… Как работать по государственной программе?
Столько всего требуют, а сами выделяют чуть больше ста рублей на одну условную единицу труда (УЕТ). Нигде толком не прописано, какие бесплатные манипуляции входят в обслуживание больных. Должны делать всё! Хорошо, но тут выясняется, что готовить больных к протезированию по системе ОМС нельзя. Нельзя делать дорогостоящие хирургические операции, ставить пломбы из дорогих материалов, использовать стекловолокнистые штифты, гуттаперчу, а только отечественные материалы. Ни на одном официальном омском сайте я не нашел, что конкретно можно делать, а чего нельзя. Брали сведения с сайтов ТФ ОМС Новосибирска, Волгограда, Твери, различных государственных клиник, но только не Омска…
Зачем я это подробно излагаю? Чтобы прояснить ситуацию. Ведь если нет четких рекомендаций, установок, законов, то будут всевозможные нарушения, которые как раз вписываются во все эти штрафные санкции на 21-страничном опусе страховых компаний. Еще ни разу не отчитались, больных толком не приняли, а уже работать не хочется!
Но вот наступило время отчетов. За февраль мы так и не успели оформить все документы, но в страховой компании «Аско-Забота» успокоили: этих больных можно будет включить в марте месяце.
Сдать отчет за два месяца следовало в первых числах апреля, всего за пять дней. Подготовили, сдали. Сказали, что деньги будут перечислены 25 апреля - ждем. И тут выясняется, что МИАЦ забыл включить нас в справочник лечебных учреждений, работающих по системе ОМС. Не присвоил коды отделений клиники в справочнике (пишу со слов представителя страховых компаний). Из-за этого деньги за февраль - 18 тысяч рублей - безвозвратно потеряны. Чем их компенсировать? Да ничем! Получилось, что поработали на дядю…
И целая проблема со сдачей отчетов в ТФ ОМС и минздрав Омской области. Для этого надо найти программу, которая поможет в сдаче отчетности в страховые компании по формам. Нашли компанию, которая за 3 тыс. рублей в месяц оказывает услуги по составлению отчетов на базе своей программы. Но тут выясняется, что отчеты в ТФ ОМС и минздрав мы должны сдавать по разным программам. В ТФ ОМС - по «Эксель», а в минздрав - в «Парусе».
Что такое «Парус» и где его взять? Обратились в экономический отдел минздрава. Нам ответили коротко и ясно: «Как написано, так и сдавайте!» Что ж, нашли эту программу «Парус». Теперь уже стал вопрос: «Как сдать отчет, чтобы получить деньги?». Страховщики говорят, что не обязаны давать разъяснений (в «Аско-Заботе» хотя бы рассказали, с чего начинать).
Проблема заключается в том, что, подписав программу, нам не дали внятных разъяснений по организации документальной работы. А ведь если не успеешь в течение пяти (!) дней сдать отчет, деньги потом получить невозможно. Получается, что 18 тысяч мы уже подарили, и теперь находимся в подвешенном состоянии…
Для улучшения отчетности всей документации предлагаю следующее: (мои выводы перекликаются с выводами управляющего Центром медицинского права Алексея Панова):
- унифицировать и сертифицировать все отчетные программы в единой электронной форме для МЗ, ТФ ОМС и СМО;
- предоставить участвующим в системе ОМС клиникам полную информацию по правилам составления отчетов, логико-дидактическую структуру их сдачи;
- в МИАЦ назначить конкретного специалиста, отвечающего за подключение модемов, сдачу отчетов;
- создать методические рекомендации по сдаче отчетов по ОМС.
В конце-концов, для чего создан бюджетный МИАЦ, если приходится нанимать других программистов и искать помощь за деньги? Знаете, если бы так работали частные клиники, они просто разорились бы. И еще: частные клиники обязательно должны иметь своего представителя в правлении ТФ ОМС. Кто-то ведь должен отстаивать наши интересы…