Перед пациентом, обращающимся в любое лечебно-профилактическое учреждение с любой проблемой со здоровьем, есть только два пути: обращаться к бесплатной медицине и ожидать помощи долго, а порой слишком долго, или же пускать весь семейный бюджет без остатка на лечение в частной клинике. Тем же гражданам, кто все-таки решит идти первым путем, грозит вторая проблема: некачественная медицинская помощь, ответственность за которую врачи несут, но пока только в теории.
Пока некоторые эксперты уверяют, что вина в том лежит только на системе обязательного медицинского страхования (ОМС), другие указывают на то, что здравоохранение – это только одна из отраслей экономики, подчиняющаяся ее законам. По этой причине экономическое состояние страны в целом сказывается и на состоянии ОМС, испытывающей трудности недофинансирования. Врачей вынуждают экономить. Оказывая помощь пациенту, врач не уверен, что вправе «лишний» раз направить его на тот или иной вид диагностики. При этом страдает качество медицинских услуг.
Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов, указывает на проблему «вторых очередей» в ЛПУ. Чтобы попасть к какому-либо узкому специалисту, пациент сначала вынужден отстоять очередь к участковому терапевту, а подчас даже пройдя полную диспансеризацию. Экономия бюджетных средств выглядит в этом случае весьма призрачной, поскольку приходится оплачивать работу терапевта и врача-специалиста.
Заработок врача зависит не от качества оказанных им медицинских услуг, а от числа принятых в рабочие часы пациентов. Все отрасли медицины привязаны к тарифной сетке, поэтому и появилось такое негативное явление, как «приписки», дающие возможность врачам получать достойную зарплату. Ежегодно государство выделяет на здравоохранение каждого гражданина 8 тыс. руб., причем в эту сумму входит оплата не только услуг врачей, но и всего медперсонала, диагностических процедур, оплаты налогов и другие затраты.
В планах правительства ввести налог на «тунеядство». Неработающие граждане будут обязаны самостоятельно оплачивать свое лечение. Пока законопроект о размерах взноса и порядке его оплаты не вынесен на рассмотрение, но в законодательных кругах речь о нем идет непрерывно.
Максим Топилин, министр труда и соцзащиты, в рамках инвестиционного форма «Сочи-2016» подтвердил, что законопроект о сборе с безработных пока не существует, но Минтруд работает над данным вопросом. Ранее Ольга Голодец, вице-премьер правительства, еще в декабре прошлого года поддерживала введение «налога на ОМС». Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, уже в сентябре текущего года выступила с предложением заставить платить за лечение всех безработных.
Защитники прав пациентов убеждены, желание сэкономить приведет к обратному результату. Безработные граждане не станут платить взносы в ОМС, поскольку и без того вынуждены экономить на всем и отказываться от дорогостоящих лекарств в пользу дешевых дженериков. Если отнять у них бесплатную медицинскую помощь, то они просто перестанут лечиться. Государство же будет вынуждено платить за скорую помощь, а также за резко увеличившееся число инвалидов.
Львиная доля безработных – это жены и матери, домохозяйки. У некоторых есть свои сбережения, но намного чаще семейный бюджет полностью зависит от мужа. Болезнь жены в такой ситуации неизбежно тяжело ударит по семейному бюджету. Например, цена 7-дневного пребывания в московском стационаре составляет около 100-120 тыс. руб. Немалому числу семей такие расходы не по карману, а значит, многократно возрастает риск роста смертности и инвалидности.
Далеко не каждый безработный получает зарплату в конверте, многое не получают ее вовсе. Типичный пример, дальневосточные лесозаготовительные поселки, где единственным источником дохода была работа на лесозаготовке. Закрытие предприятий поставило людей на грань выживания. Выручает подсобное хозяйство и собирательство. Людям в таких поселках платить за лечение просто нечем. Немало и тех, кто соглашается работать без какого-либо оформления «под честное слово», поскольку иной альтернативы в данном населенном пункте просто нет. Заставить этих граждан взвалить на семейный бюджет еще одну дорогостоящую статью расходов, значит, априори «выкинуть» за черту бедности немалую долю россиян.
По Конституции РФ все россияне имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Она гарантировано предоставляется гражданам, а не застрахованным лицам, о чем часто забывают законодатели, дискутируя на тему «налога на тунеядство».
Отечественная медицина испытывает нехватку финансирования, особенно в части предоставления населению самых современных видов высокотехнологичной и скорой помощи. В апреле состоялся круглый стол Комитета государственной Думы по охране здоровья, в ходе которого обсуждались вопросы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи. На повестке стоял вопрос нехватки бюджетных средств для оплаты медицинской помощи по действующим тарифам.
По словам не только чиновников от здравоохранения, но и рядовых врачей, нехватка расходных материалов остро ощущается во всех сферах оказания медицинской помощи, а из-за ОМС резко выросла стоимость даже самых простых предметов. Еще одна не менее острая проблема – объем бюрократических проволочек на пути оказания помощи пациенту. Даже врачу-хирургу перед операцией приходится оформлять колоссальное количество бумаг, вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности.
Многие убеждены: нехватка врачей в поликлиниках, а также невозможность попасть к узкому специалисту без помещения терапевта – главные камни преткновения на пути пациента к качественной медицинской помощи. Терапевт не является профессионалом во всех отраслях медицины, поэтому из-за таких проволочек пациенты диагностируются нередко слишком поздно.
Каждый год затраты на ОМС растут. При этом перед здравоохранением до сих пор не обозначены реальные цели. По словам Александра Саверского, на протяжении последних 40 лет ни разу не было проведено адекватного исследования потребностей пациентов. С одной стороны, у Минздрава есть картина заболеваемости, но с другой стороны, отсутствует адекватность этой картине всех предпринимаемых мер. Чиновникам хорошо известно, каков размер бюджета, сколько денег будет потрачено на различные статьи затрат, но не известно, в чем на самом деле нуждаются пациенты в целом в стране, а уж тем более в масштабах каждого отдельно взятого региона, населенного пункта, ЛПУ.
С практической точки зрения, отменить «вторые очереди», а также аннулировать никому не нужные штрафы за «плохой врачебный почерк» для законодателя не составит труда. Для этого всего только и нужно, что сформулировать законопроект и передать его на рассмотрение в Государственную Думу. Однако, совершенно не ясно, что делать с системой ОМС, когда врачей проверяют специалисты из страховых компаний, не имеющих медицинского образования, а значит, и критериев оценки качества оказываемых пациентам услуг, кроме как бюрократических.