Проведение отпуска за границей – не только прекрасный способ отдохнуть, но и нешуточная нагрузка для здоровья. А любители активного отдыха могут получить и травмы. Поэтому нужно заранее позаботиться том, чтобы медицинское обслуживание при зарубежном отдыхе комфортным.
Планируя провести свои законные дни отдыха на иностранных курортах или в турах по историческим, культурным или природным местам мира, не забудьте заранее принять меры для обеспечения личной медицинской безопасности. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» называет добровольное медицинское страхование единственным гарантом, защищающим Ваше здоровье во время заграничных путешествий. Закон жёстко обязывает туроператоров под личную роспись клиента разъяснять последствия отказа от заключения договора ДМС. Ведь при возникновении проблем со здоровьем все хлопоты, расходы и возможные риски лягут на плечи самого отдыхающего.
Во-первых, текст договора, изложенные в нём правила и порядок исполнения обязательств по страхованию разрабатываются страховыми компаниями и их объединениями на основе международных договоров, подписанных РФ, и внутреннем законодательстве России.
Во-вторых, страховка обеспечивает оказание экстренной и неотложной помощи за границей, возращение останков в Россию, оплату услуг зарубежных клиник или компенсация материальных затрат на проведённые лечебные мероприятия.
В-третьих, начало действия договора должно наступить, как максимум, с момента пересечения застрахованным лицом государственной границы РФ.
В-четвёртых, договор заключается на срок, который определяет сам турист согласно времени его нахождения вне территории России.
В-пятых, размер страховой суммы рассчитывается, исходя из правил страны местопребывания туриста, но не меньше, чем сумма, равная 2 млн. рублей по курсу ЦБ РФ на момент заключения договора ДМС.
В-шестых, страховая компания обязана исполнить все условия договора, даже по истечению срока действия договора, если страховое событие произошло в период действия договора добровольного медицинского страхования.
Страховщик имеет право включать дополнительные условия, при которых страхователь может получить выплату, а также увеличивать минимальный порог страховой суммы для выплаты клиенту или третьим лицам при наступлении страхового события.
При наступлении обстоятельств, изложенных в договоре, предъявите в клинике договор на русском и английском языках или назовите номер договора, название застраховавшей Вас организации и номера телефонов для связи с ней.
При оформлении договора ДМС следует обращать внимание не только на условия, прописанные в договоре, но и на репутацию страховщика. Надёжная репутация страховой компании станет дополнительной гарантией от возникновения организационных и технических сложностей при обращении в зарубежную клинику.
Гражданским кодексом российской Федерации предусмотрена свобода договора. Поэтому страховые компании, пользуясь предоставленной свободой, частенько включают в текст пункты, не вступающие в конфликт с законодательством РФ, но которые неприемлемы для клиента и ущемляют его права как потребителя.
Например, часто можно увидеть в договоре очень строгие требования по доведению сведений о страховом событии, жёстко ограниченный список медицинских учреждений, в которые может обратиться застрахованное лицо, обладающее полисом ДМС от конкретной страховой компании. Однако подобные требования незаконны, что подтверждает судебная практика.
Так, в 2016 году при рассмотрении апелляции в Мосгорсуде истица сообщила, что поставила в известность страховщика, ответчика по делу, о смерти из-за несчастного случая. Страховщик направил её в определённую компанию для совершения всех необходимых действий по доставке тела на Родину. Однако, эта компания выдвинула совершенно неприемлемые условия, и истица вынуждены была обратиться в другую компанию для заключения договора о платной репатриации тела. На этом основании страховая компания отказала в оплате этих услуг. Суд счёл такие действия неправомерными и взыскал с ответчика все материальные затраты истицы.
Очень часто страховые компании вообще не исполняют свои обязательства по договору в плане организации оказания медицинской помощи и её оплаты. В Екатеринбурге рассматривалось подобное дело в 2013 году. Клиент поставил в известность страховщика о наступлении страхового события и попросил организовать медицинскую помощь. Однако страховая компания ничего не сделала, хотя медицинские услуги предоставлялись аккредитованной клиникой и не произвёл оплату. В результате предъявленный страховой полис был отклонён, медицинскую помощь турист оплатил самостоятельно. Суд признал действия страховой компании неправомерными, наложил штраф, назначил компенсацию морального вреда и взыскание всех понесённых материальных потерь.