Как говорил классик, в России только две беды - дороги и дураки. Недавно проведенные социологические опросы выявили еще как минимум одну актуальную проблему: более половины россиян считают коррупцию настоящей угрозой для страны. Рейтинг самых коррумпированных отраслей возглавила медицина: 23% опрошенных считают, что вся система здравоохранения погрязла в коррупции. Не добавляет оптимизма и тот факт, что по данным ВЦИОМ россияне крайне негативно оценивают деятельность министра здравоохранения Вероники Скворцовой (количество отрицательных оценок в 2,5 раза больше, чем положительных). Интересно, что под коррупцией в медицине граждане РФ понимают не столько использование служебного положения в личных целях, сколько для обозначения ситуаций, вызывающих недовольство в целом. Сюда входит и ненавязчивое подталкивание к платным услугам при наличии бесплатной альтернативы, и введение в заблуждение пациентов, недостаточно информированных о своих правах, и организационные барьеры для получения высокотехнологичной помощи. При детальном рассмотрении в большинстве ситуаций коррупционная составляющая (в буквальном смысле этого слова) отсутствует. Социологи полагают, что негативный результат во многом обусловлен общим недовольством, поскольку большинство респондентов отказывались детально прояснить свою позицию, просто заявляя, что «все вокруг коррумпировано».
При исследовании мнения общественности просматривается интересная тенденция. Еще в середине нулевых россияне считали здравоохранение наименее коррумпированной сферой, отдавая первенство ГИБДД и образованию. Затем произошел масштабный скачок, и именно медицина в глазах россиян перехватила пальму коррупционного первенства. По мнению экспертов, такой результат в большей степени субъективен, чем объективен. Любой из нас, кто в силу возраста может сравнить ситуацию 20-летней давности и сейчас, вынужден будет признать, что раньше коррупция процветала куда больше, чем сейчас. В силу тяжелой экономической ситуации, когда зарплата врача за месяц была равна дневному заработку таксиста, «благодарность» медицинским работникам, без преувеличения, была единственной возможностью выжить. Без «конверта» невозможно было получить направление на обследование, попасть в стационар или просто на прием к узкому специалисту. Сегодня, если объективно оценивать существующие реалии, ситуация в корне изменилась, и применение термина «коррупция» не совсем корректно.
Реформа системы здравоохранения протекает очень тяжело, причем не только для пациентов, но и для самих медицинских работников. Под оптимизацию попали сотни структурных подразделений, что повлекло сокращения, увеличение нагрузки, бюрократизацию и т.п. С негативными последствиями происходящего вынуждены сталкиваться тысячи пациентов, на фоне чего положительные сдвиги просто теряются.
Сказанное выше можно проиллюстрировать на простом примере. Еще 3-4 года назад, чтобы попасть на прием к врачу, приходилось ранним утром «штурмовать» регистратуру для получения талона, а затем часами просиживать в очереди в ожидании приема. Сегодня проблема практически решена: записаться на прием к специалисту можно через портал Госуслуг или с помощью терминалов самозаписи, установленных в вестибюлях поликлиник. Однако на этом фоне гораздо хуже выглядит ситуация, когда нужно попасть на прием к узким специалистам. Процедура настолько бюрократизирована, что перечеркивает все хорошее, чего уже удалось достичь.
Социологи считают, что именно в этом кроются корни общественного недовольства. Кроме того, специалистам известен эффект задержки оценок – общественному сознанию требуется определенное время на осознание перемен и их объективную оценку. Наученные горьким опытом, россияне очень осторожно относятся к громким заявлениям властей и с большим недоверием воспринимают новые инициативы. Не является исключением и реформирование здравоохранения. Даже при явняд положительных изменениях общество продолжает оценивать ситуацию через призму привычных стереотипов. И только спустя несколько лет, когда изменения станут привычными и продемонстрируют свою необратимость, можно надеяться на улучшение общественного мнения.
С одной стороны, результаты опроса общественного мнения, возможно, не оправдывают ожиданий организаторов реформ в здравоохранении, а с другой – инерционность в оценках и настороженность являются особенностями русского менталитета. Россиян не получится «купить» громкими заявлениями и обещаниями: поводом для положительной оценки может стать только видимый результат.