«Квантовый скачок»: как вывести российскую медицину на качественно новый уровень?

Дмитрий Иванов
При сопоставимых расходах на здравоохранение качество медицинской помощи в России оставляет желать лучшего. Чтобы за короткое время приблизиться к показателям развитых стран, необходим мощный скачок по примеру Китая или Турции.
18.06.2018
1388

По результатам отчета, представленного аналитиками Boston Consulting Group (американской компании, специализирующейся на управленческом консалтинге), около всех расходов на медицину в России расходуются не эффективно. Если в большинстве стран мира отмечается поступательное движение вперед, то Россия за период с 1965 по 2018 по продолжительности жизни переместилась с передовых позиций в зону с порядковыми номерами больше 100, пропустив вперед не только все европейские государства, и даже Суринам и Бангладеш.

Неутешительная статистика

Жизнь россиян короче, чем у европейцев на 9-13 лет. Применительно к мужчинам данные выглядят еще более удручающе: даже в Китае мужчины живут на 6 лет больше чем в России, и это при том, что в 1965 году СССР по этому показателю значительно опережал Поднебесную. Еще одна по-настоящему тревожная цифра: среднестатистический россиянин болеет пятую часть своей жизни.

Исследуя «историю болезни» отечественной медицины, аналитики BCG выявили проблемы на всех уровнях, начиная от отношения к своему здоровью членов общества и заканчивая серьезными системными недоработками организационной структуры здравоохранения.

Массовое недовольство россиян медицинским обслуживанием сводятся к нескольким основным жалобам: высокая стоимость навязываемых платных услуг, трудности с записью к узким специалистам, низкая квалификация врачей и доступность медицинской помощи, большие очереди.

Не довольны существующим положением дел и доктора. Вместо общения с пациентом 80% времени, выделенного на прием, уходит на заполнение различных карт, форм и отчетов. Возросшая нагрузка никак не компенсируется зарплатой: доход среднестатистического врача почти такой же, как у таксиста. Две трети врачебного персонала вынуждены работать на 1,5-2 ставки, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Несмотря на постоянно возрастающее количество выпускников медицинских ВУЗов, отмечается катастрофическая нехватка специалистов первичного звена. Жалуются врачи и на нехватку времени, и на отсутствие стимулов к повышению квалификации и самообразованию. Почти все участники опроса отметили, что чувствуют себя изолированными от мирового медицинского сообщества и имеют лишь поверхностное представление о новых тенденциях и направлениях в науке.

Системные проблемы не отрицают и чиновники от медицины, и государственные и общественные деятели РФ. Так, в марте этого года спикер Совета Федераций В.Матвиенко заявила, что результаты деятельности системы ОМС далеки от ожидаемых, и усомнилась в целесообразности обязательного медицинского страхования из-за его низкой эффективности.

Кто виноват?

Глубокий анализ выявил целый комплекс проблем, при этом ни одну из них нельзя назвать основной. Системные недоработки зафиксированы на всей цепочке: и в профилактике, и в ранней диагностике, и в реабилитации, и в паллиативном уходе. Удивляет безответственное отношение россиян к своему здоровью. Результаты опросов показывают, что только каждый третий житель России придерживается принципов правильного питания; спортом занимается лишь каждый четвертый, а регулярное медицинское обследование (диспансеризацию) проходит один из десяти. Звание мирового лидера Россия занимает лишь по потреблению сигарет, что отнюдь не является поводом для гордости.

Не последнюю роль играет квалификация медицинского персонала. Эксперты отмечают, что с каждым годом подготовка молодых специалистов становится все более поверхностной. Представленные в докладе данные свидетельствуют, что практические навыки выпускников российских медицинских университетов мало чем отличаются от уровня подготовки медперсонала среднего звена в европейских странах. Молодые доктора приступают к работе без должной мотивации; терапевт и педиатр давно стали самыми непопулярными специализациями.

В ряде регионов профилактическая медицина находится практически в зачаточном состоянии. Из-за высокой стоимости медицинских услуг больные попадают к врачам уже с запущенной стадией заболевания. Если в развитых странах рак на первой стадии выявляется почти в 70% подтвержденных онкологических диагнозов, то в России этот показатель едва превышает 25%.

Система обязательного медицинского страхования вынуждает врачей работать на поток, пренебрегая качеством лечения. Идея конкуренции так и не реализована. Открепиться от одной клиники и прикрепиться к выбранному медицинскому учреждению практически невозможно, что превращает пациентов в «крепостных».

Где взять деньги?

Средств, выделяемых на здравоохранение, явно не достаточно для реализации заявленных проектов. По данным за 2016 год, в России расходы, связанные со здравоохранением, составили всего 3,6 ВВП, что ровно в 2 раза меньше, чем в странах Евросоюза. Однако даже при таком скудном финансировании примерно треть от выделенных сумм уходит в никуда. В итоге при сравнимых бюджетах, но разной эффективности их использования продолжительность жизни выше, чем в России. В качество примера можно привести Турцию и Бразилию. Отдельно стоит сказать о Китае и Перу: там расходы в пересчете на одного человека намного меньше российских, но живут граждане этих стран намного дольше. Интересно, что жизнь большинства китайцев и перуанцев преклонного возраста оценивается не как старость и дряхлость, а как активное долголетие.

Результаты реформ здравоохранения всегда обладают большой инерцией, и первые оценки можно давать лишь спустя несколько лет. Понятно, что наверстать упущенное и догнать далеко не самые развитые страны по продолжительности жизни можно только в случае мощного скачка после тщательного изучения и внедрения опыта успешных стран. Путь государств Еврозоны пока не реален из-за непомерно высоких затрат, однако можно обойтись куда более скромными расходами. Так, в Китае изначально была сделана ставка на популяризацию гигиены и медицинское обслуживание первичного звена (по факту – «босоногие врачи» в глухих деревнях). Всего за 30 лет продолжительность жизни возросла с 35 до 69 лет. Турция пошла по другому пути, внедрив систему семейной медицины и существенно расширив перечень услуг по социальным страховкам для малоимущих. За тот же период граждане стали жить на 29 лет дольше. Значительных результатов добилась Саудовская Аравия, резко увеличив инвестиции в медицину и повысив требования к подготовке врачей, а также в развитие государственно-частного партнерства. Понятно, что у каждого государства свой собственный путь, и далеко не все мероприятия, способствующие успеху в других странах, приемлемы для России.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle