Заместитель председателя Московской областной Думы и второй секретарь МК КПРФ, Константин Черемисов, указал на то, что если у граждан в приоритете их состояние здоровья, то все вопросы доступности и проблемы качества здравоохранения также должны быть в приоритете у депутатов Госдумы и членов правительства России.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты последних исследований среди населения по вопросу состояния здравоохранения в стране. Граждане уверенны, что тема их состояния здоровья все еще стоит особняком, имеет важнейшее значение. При этом качество и доступность надлежащего обслуживания в клиниках оставляет желать лучшего.
Данные статистики, сформированной из данных, полученных от ФОМ (Фонда общественного мнения) в апреле текущего года, показали, что количество ответов с негативной оценкой работы Минздрава увеличилось на 21% по сравнению с 4-мя последним годами. Сегодня из всех опрошенных 53% уверенно посчитали, что здравоохранение в стране работает из ряда вон плохо.
Основная причина, по мнению коммунистов, кроется в жадности чиновников и даже некоторых членов правительства. Под видом оптимизации клиник, больниц и госпиталей никто из них не хочет выделять достаточные деньги для лечения граждан. По всей стране сегодня 788 населенных пунктов и городов обделены финансированием и, соответственно, качественным медицинским обслуживанием. Речь идет о небольших поселенческих формированиях, селах и городах, где численность колеблется от 100 до 200 тысяч человек.
Следующая причина – катастрофическая нехватка квалифицированных кадров. В больницах и клиниках недостает медсестер и профильных врачей. Штатная укомплектованность в настоящее время – 79,7% врачебного состава и 88,8% обслуживающего персонала и медсестер. Для полноценного и качественного предоставления медицинской помощи этого мало для страны.
Сориентироваться в цифрах и понять плачевность ситуации очень просто. Достаточно обратиться к данным Пропроф.ру, чтобы увидеть, сколько требуется врачей на 2019 год – около 12000 вакансий. И больше всего обострена ситуация с нехваткой врачей в Москве и её области – требуется 1200 врачей.
Еще одна причина – несмотря на, так называемые, реформы и реорганизации в сторону улучшения работы сегмента здравоохранения, майский Указ президента о повышении заработка медикам, этого полностью так и не было сделано. Зато бумажной волокиты прибавилось врачам. И это в век цифровой индустрии и инновационных технологий! Особенно это касается наиболее удаленных от центра регионов. А Указ, на минуточку, был издан еще 7 лет назад!
Представители от коммунистической фракции видят проблему не только в недостаточном финансировании из госбюджета, но и жадности и халатности лиц, ответственных за распределение денежных средств по клиникам. А также в сокращении числа больниц. Так, ВОЗ рекомендует тратить на медицину 6% от ВВП, но фактически происходит все в слишком уменьшенном размере – 3,5%. Например, за период 2000-2015 закрыто 5,4 тысяч функционирующих объектов из 10,7 тысяч.
Еще проблема на взгляд КПРФ заключается в том, что государство перевело медицину из полного бюджетного обеспечения на модель страхового обслуживания. Точнее, проблема не столько в этом, сколько в неумелой отладке системы. Существенный объем денег просто «оседают» у посредников, коими являются страховые организации. А ведь деньги должны распределяться по прямому их назначению – покрывать расходы на закупку необходимого оборудования, медикаментов, оплату труда работникам и т. д.
Так, по статистике Банка России за 2018 год на подобные расходы страховщикам для ОМС было выделено 2,038 трлн. рублей. В итоге по всей стране потрачено на целевое обеспечение было только 1,828 трлн. руб., а не все 1,846 трлн. руб., поступивших из Фондов ОМС. Берем Московскую область – 6 страховых организации получили 83,130 млрд. руб., из них из территориального ФОМС – 82,093 млрд. руб. Но оплатили предоставление медпомощи только 79,096 млрд. руб.
Что делают страховые компании и их фонды? По сути, перекладывают деньги из одной больницы в другую, при этом нещадно штрафуя медицинские учреждения за разные провинности в сегменте ОМС. Однако картинка баланса по страховым компаниям, скажем, вполне благополучная – доходы превышают расходы у большинства из них. При этом они сами винят во всем систему страховых взносов. И есть подозрение, что скоро появится еще какой-нибудь налог наподобие той модели, которую применили к повышению пенсионного возраста с целью перекрыть дыры в бюджете ПФР.
НИИ общественного здоровья провело свои исследования на предмет оценки уровня развития медицины. Выяснилось, что в разных странах, где сохранилась еще бюджетная медицина, уровень обслуживания на порядок выше. И это с учетом разности культур, развития или отсутствия такового. При этом отмечались куда меньшие затраты по разным статьям расходов. Эксперты провели на этом фоне также исследование в отношении адаптивности России к страховой модели. Объективно таких факторов нет, либо их слишком мало, которые помогли бы органично вписать ОМС в культуру, демографию, экономику и ряд других сфер государственной структуры.
Но что мы видим в СМИ? Какую позицию занимает наше правительство? Активно насаждаются идеи того, что бесплатная медицина не бывает качественной, что нужно готовиться к платной медицине и все в таком же духе. Уже мы видим, что 34% российских граждан убеждены, что качественное медицинское обслуживание нельзя получить бесплатно, так как все равно люди дают взятки врачам, выдавая их за «благодарность».
Но разве можно «вылечить» коррупцию сделав здравоохранение платной? Представители коммунистической фракции убеждены, что медицина в стране должна быть бесплатной и что развивать следует именно этот путь. В противном случае еще пройдет несколько лет и услуги медиков в стране станут недоступными для большинства граждан. И сейчас остановить запущенный правительством процесс сможет только движение народного доверия. Именно активная гражданская позиция и реакция народа сможет благоприятно повлиять на дальнейший ход событий.