В российских вузах наблюдается дефицит биологических материалов для обучения

Дмитрий Иванов
Студентам-медикам не хватает настоящих препаратов для отработки и закрепления материала, а заменить их атласами и компьютерными моделями невозможно
18.03.2020
1798

Будущие врачи лишены возможности учиться на реальных органах, трупах или 3-D моделях – таково нынешнее состояние дел в российском медицинском образовании. Есть большая вероятность, что отсутствие подходящих материалов для обучения специалистов сегодня приведет в будущем к большим проблемам в медицине, ведь студенты станут практикующими докторами. Разберемся, в чем причина дефицита и как сегодня проходит образовательный процесс в медицинских институтах страны.

О чем говорят студенты

Учащиеся российских вузов отмечают, что сегодняшнее обучение несет в основном теорию. Практики, отработок очень мало. Анатомию изучают по атласам или учебникам, хирургические техники отрабатывают на подручных материалах – плотных тканях, фруктах, даже на мебели в аудиториях. Если повезет, достанется силиконовый симулятор, а из биологических препаратов в достатке только кости. Имеющиеся в распоряжении учебного заведения трупы и органы (кадаверные материалы) очень старые, на них уже мало что можно рассмотреть и запомнить. Разрушает их не только время, но и консервирующий формалин.

Между тем, именно трупы и настоящие органы человека необходимы для правильного усвоения материала. Когда речь заходит об изучении строения органов и тканей, студенту важно понимать, что стандартизированный вариант из учебника далеко не всегда полностью соответствует реальности. На вскрытии настоящего тела видно, что и нервные волокна, и мышцы, и крепления могут располагаться иначе, со своими нюансами. Для будущего врача это очень важное знание.

Психологический аспект тоже играет важную роль. При работе с настоящим телом или с манекеном студент испытывает совершенно разные эмоции, чувство ответственности, которые и воспитывают характер доктора.

Альтернативы

Современные технологии не стоят на месте. Передовые российские вузы сегодня имеют в распоряжении специальные 3-D атласы, достижение компьютерного моделирования. Так, интерактивный стол «Пирогов» транслирует изображение тела в настоящую величину, органы имеют реальные текстуры, специальное оборудование регистрирует прикосновения студента и позволяет вращать, масштабировать и перемещать модели. В память устройства загружена масса анатомических случаев.

Такие столы приобретают кафедры анатомии и оперативной хирургии, однако стоят они дорого – более 4 миллионов рублей. Из-за высокой стоимости доступ обучающихся к ним ограничивают.

Но даже если обучение и ведется с помощью таких технологий, реальный контакт с биологическим объектом это не заменяет, поэтому компьютерную симуляцию нельзя считать полноценной альтернативой традиционному обучению на трупе.

Законодательные нюансы

До момента вступления в силу Закона об охране здоровья граждан, возможности получения трупов в образовательных целях особо не ограничивались. На практике в вузы передавались невостребованные трупы — тела, которые некому было забрать и похоронить. Чаще всего это были бездомные, заключенные, наркоманы, у которых не смогли найти родственников. Взаимодействие между моргами и институтами тогда обходилось без сложных бюрократических процедур.

После 2011 года ситуация кардинально поменялась. Теперь использовать тело в образовательных целях можно только в двух случаях:

  • если имеется прижизненное согласие, удостоверенное у нотариуса;
  • если тело невостребованное и соблюден установленный Правительством порядок.

Добровольных согласий оставить свое тело на изучение студентам сегодня очень мало. В обществе еще не сложилось понимание, что это полезное дело. Кроме того, очень сильны традиции, связанные с погребением.

Что касается невостребованных тел, то порядок сильно усложнился. Теперь нужно соблюсти два правила, без которых получить труп нельзя:

  • во-первых, нельзя передавать тела людей, личность которых не установлена;
  • во-вторых, для такой передачи необходимо согласие органов, проводивших судебно-медицинскую экспертизу.

Отмечается, что трупы после вскрытия невозможно сохранить в максимально приемлемом для занятий виде, поскольку у них нарушена сосудистая система и из-за этого нельзя влить консервант. Но вузам приходится соглашаться на то, что есть – других вариантов закон все равно не предусматривает.

Во власти подчеркивают, что ужесточение порядка было направлено на исключение криминальных случаев, когда тело передавали институтам, чтобы скрыть следы преступления.

Наконец, еще одно препятствие к получению тела – конкуренция с похоронными компаниями, для которых это заработок. Медицинским вузам практически ничего не остается.

Как преодолеть проблемы

Каждый университет справляется по-своему. Руководство использует связи, контакты с медицинскими учреждениями (больницами, клиниками), или обходится тем, что есть. Нередки случаи, когда для сдачи экзаменов студентов отправляют в соседний вуз, в котором имеется необходимый материал.

Широкой огласке эта проблема пока не предана. Вузы опасаются, что им перекроют даже имеющиеся возможности для обучения студентов, не решив основной вопрос о дефиците биологических материалов.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle