За коронавирусными страстями в СМИ отошли на второй план другие, не менее насущные проблемы медицины. Медицинская помощь малодоступна широким слоям населения, особенно живущим в сельском местности и небольших городках. Но даже в мегаполисах малообеспеченные люди часто лишены доступа к высоким технологиям.
Достижения лучших частных клиник недоступны тем, кто лечится за счет бюджета, скудного по современным меркам. Более того, и за этот скромный перечень процедур или операций пациенты часто доплачивают из своего кармана. По данным не совсем официальной статистики, учитывающей теневые потоки финансов, россияне лично выкладывают до 35% средств, идущих на лечение. Тогда как в странах Восточной Европы, вошедших в Евросоюз, больные платят сами только 23 %. Наличными, без оформления документов, поэтому эта часть финансирования проходит мимо статистических отчетов. Статистика оказывается заниженной. Будто бы пациенты и так в основном выздоравливают, хотя реальный уровень помощи со стороны государства снижается.
Формальное повышение бюджетных затрат на медицину явно отстает от общей инфляции. Абсолютные цифры растут по всем направлениям, гораздо важнее относительные. А таковые показывают неуклонное сползание ежегодно на несколько процентов вниз по сравнению с прежним уровнем обеспечения жителей России медпомощью за счет госбюджета.
К традиционным проблемам за последние год-два добавились новые. Стало не хватать медиков, уходящих с работы из-за профессионального выгорания в ковидных госпиталях, или прямо уволенных за нарушение спорных приказов профильного министерства.
Большое значение имеет отказ в предоставлении плановой помощи хроническим больным. Болезни прогрессируют, продолжительность жизни уменьшается. Если вирус вдруг отступит, больницы столкнутся с валом обращений к врачам, и диагнозы часто будут запущенными. Готовиться стоит заранее, увеличивая финансирование и решая конкретные практические вопросы, как обеспечение лекарствами, оборудованием, инструментами.
Первый и главный рецепт состоит в резком увеличении государственных расходов на здравоохранение, длительное время минимальных до неприличия. Да, в 2019 году произошло вливание средств за счет национального проекта и некоторых других программ. Выделили свыше 400 млрд рублей, но с целевым назначением обновить изношенные здания, коммуникации. Немного досталось онкологии, закуплена аппаратура. Но лечить все равно часто некому, квалификация оставляет желать лучшего, а технические достижения сосредоточены в крупнейших городах РФ.
С такой подоплекой нет смысла строить планы на 5-10 лет вперед, красиво расписывая в документах предполагаемое продление жизни россиян и прочие блага для народа. Действовать необходимо здесь и сейчас, реально увеличивая часть ВВП, идущую на здравоохранение.
Также законодателям и исполнителям законов стоит обратить внимание на следующие моменты:
Иначе Россия продолжит отставать по качеству медпомощи от промышленных стран со схожим ВПП в пересчете на каждого человека.