Минцифры РФ и ЦБ объявили, что до 2024 г. в цифровые профили граждан добавят медданные. Инновация направлена на переход в страховой медицине к виртуальному документообороту. Врачи смогут быстро получать точную информацию, сократится число злоупотреблений и преступлений в страховой отрасли. Функция ЦБ РФ в этой схеме – организовать обмен данными цифрового профиля граждан с медучреждениями всех форм.
Минздрав полагает, что такой подход обещает:
Цифровой профиль сообщит, на каком жизненном этапе по отношению к здоровью находится человек:
В профиль внесут ключевые данные:
Фактически, речь идет о расширении аккаунта, которым граждане привыкли пользоваться при обращении к порталу госуслуг. Человек сможет предоставить информацию по месту требования: банку, страховщику и т.д.
В 2021 г. в проекте приняли участие 19 банков, а также 4 страховщика и 2 МФО. В Минцифры сообщили, что перечень организаций, которые в будущем подключатся к «Цифровому профилю», будет расширен.
Прежде всего, речь идет о том, чтобы исключить дублирование медуслуг и назначений. После прохождения диагностики в одной поликлинике, не придется их снова проходить в больнице или ином медучреждении.
Ради точной диагностики врачи выдают пациентам направления на стандартные обследования. В них входят анализы крови и мочи, рентгенография легких, иногда, МРТ. В другой поликлинике все эти обследования придется пройти повторно. После сохранения данных в цифровом профиле к ним сможет получить доступ любой врач. Благодаря новшеству, сократятся очереди, и станет меньше загрузка врачей.
Все медицинские данные в электронном виде будут сохраняться в ЕГИСЭ, а через личный кабинет на портале госуслуг информации станет легко предоставить врачу.
С появлением у граждан цифрового профиля пациента сформируется обновленная система общественного здравоохранения. Государство станет участником процесса сохранения здоровья граждан.
Сейчас любой человек может проходить обследования и лечиться сразу у нескольких врачей, что при отсутствии обмена данными влечет высокий риск ошибок. Если специалист получит доступ к полной истории пациента, то сможет назначить наиболее подходящую схему лечения с учетом всех ранее пройденных обследований. Время приема также сократится.
Потребуется время на то, чтобы привыкнуть к тому, что обезличенными данными пациентов станут пользоваться исследовательские и медучреждения. Важно уделить как можно больше внимания организации сбора, обработки и передачи информации. Безопасное хранение данных – ключевой вопрос.
В перспективе ожидается всплеск интереса к тому, насколько охотно граждане станут соглашаться на передачу медданных. При высоком уровне недоверия к государственной системе здравоохранения реализация проекта «Цифровой профиль» может столкнуться с многочисленными препятствиями.
Возникают опасения, что россияне утратят одно из гарантированных прав: на медицинскую тайну. Множество людей не желают разглашать сведения о своем здоровье, а для ряда профессий такая информация имеет первостепенное значение. Работодатели будут запрашивать медданные при приеме на работу соискателей, а банки станут проверять здоровье заемщика при выдаче ипотеки. Страховщики тоже не останутся в стороне.
Гражданин будет вынужден быть открытым и честным, ведь ему не оставят возможности скрыть сведения о собственном здоровье. Уже сейчас невозможно на 100 % сберечь тайну банковских операций, и практически невозможно скрыть свои перемещения, так как при помощи геолокации стало возможным пеленговать местонахождение смартфонов с высокой точностью.
Ключевое требование в РФ к хранению персональной информации заключается в четкой формулировке цели сбора и хранения данных. До сих пор не объединяются в единое целое сведения, полученные для разных баз. Согласно ФЗ № 152, запрещено избыточное хранение персональных данных, как и неточных или неполных.
Сохранению подлежит информация о субъекте, по которой его можно идентифицировать, в противном случае такие сведения уничтожаются. Более того, через 30 дней после обработки информации ради достижения цели ее получения выполняется удаление данных. В любое время субъект персональных данных вправе подать запрос оператору с тем, чтобы выяснить, какой информацией тот располагает. Если будут выявлены неточности или устаревание сведений, то можно требовать их удаления.