БАДом в народе принято называть биологически активную добавку к ежедневному рациону. БАД не является лекарственным средством. Он всего лишь помогает восполнить нехватку тех или иных витаминов и микроэлементов. В то же время, в отличие от полноценного витаминного комплекса, БАД не в состоянии полностью заменить отсутствующий в рационе микроэлемент.
Хотя БАДы были изобретены более века назад, в России на прилавках эти препараты появились только в конце 90-х. В то время популярность средств народной медицины шла на спад. На смену ей пришла «мода» на биологически активные добавки. За последние 20 лет популярность БАДов то понижалась, то снова возрастала. Давайте рассмотрим, как обстоят дела с ними в современных аптеках.
За 2022 год спрос колебался подобно маятнику. Если в конце весны – начале лета спрос резко вырос, то к осени показатели по продажам снова уменьшились. Так, в ноябре 2022 года спрос упал на 17% по сравнению с тем же месяцем 2021-го года. В общей сложности фармацевты реализовали за ноябрь около 23 млн упаковок по всей России. Это крайне мало.
Причин резкого упадка спроса может быть несколько. Одна из основных – это желание сэкономить на не критичных сферах жизни. Так как БАДы не являются обязательными для приема, некоторые наши соотечественники предпочли воздержаться от покупок на неопределенный срок. Дело в том, что немало россиян потратили значительную часть семейного бюджета несколькими годами ранее, в период пандемии. Ковид коснулся многих. Кто-то отделался легкой формой заболевания, но часть населения были вынуждены покупать дорогостоящие препараты на собственные деньги.
Также, не стоит забывать, что помимо аптек в настоящее время любые БАДы можно купить в интернете. Различные маркетплейсы предлагают те же самые препараты, что и аптеки, при этом цены на них более низкие. Потребитель предпочтет подождать несколько дней доставку, но сэкономить денежные средства, чем зайти в аптеку и приобрести ту же самую упаковку по более внушительной цене.
Мы же рассматриваем именно аптечный спрос. В ноябре он несколько вырос, относительно октябрьских показателей, хоть и незначительно – на 0,6%. Однако, в общей картине продаж, цифры все-таки упали более чем на 3%.
Интересно, что в 2021 году средняя стоимость БАДа составляла порядка 320 рублей. В 2022 году эта цифра выросла, что тоже могло повлиять на спрос. Потребитель, в поисках более выгодного варианта, обсуждал данную тему со знакомыми, искал в интернете и принял решение либо полностью отказаться от покупки, либо перейти на менее надежный, но более доступный вариант – маркетплейс.
Не стоит забывать, что 2021 год для многих стал годом реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции. Население массово скупало всевозможные БАДы, чтобы помочь ослабшему организму. В 2022 году эта потребность значительно упала. Хоть россияне продолжают заболевать ковидом, это не происходит так массово, как 1-2 года назад.
Влияние на спрос оказало и более позднее ОРВИ прошлой осенью. Биодобавки покупались населением, но без особого энтузиазма. Скорее, по привычке прошлых лет.
Разные аптечные сети подмечают разную тенденцию относительно продажи БАДов. Однако, если все эти сведения привести к общему знаменателю, станет понятно, что спрос все же снизился и до сих пор не смог прийти в норму.
Некоторый всплеск спроса был зарегистрирован в марте 2022 года. Специалисты связывают его с событиями 24 февраля прошлого года. Однако, в тот период в целом вырос спрос на препараты самых разных групп. Для сравнения, апрель 2022 года уже не смог приблизиться к мартовским цифрам. Спрос упал практически вполовину. В мае спад спроса проявился еще острее – более чем на 15% по сравнению с и без того не прибыльным апрелем.
Весь предыдущий год стал показательным для рынка реализации БАДов. Стало заметно, что люди все чаще отказываются от покупки биодобавок по различным соображениям. И эта тенденция продолжит прогрессировать. Дело в том, что БАДы – не являются жизненно необходимыми препаратами. Хоть ассортимент с каждым годом и разрастается, это не может повлиять на желание населения продолжать приобретать данные препараты.
Почему россияне предпочитают покупать БАДы онлайн
Учитывая, что за последние пару лет маркетплейсы все активнее перетягивают одеяло на себя, становясь лидерами по продаже БАДов, их выручка за данную категорию препаратов едва ли достигнет цифр, которыми некогда могли похвастаться аптеки. Народ выбирает маркетплейсы за простоту и разнообразие ассортимента. Можно совершить покупку, не выходя из дома. При этом сразу видно, какого препарата в достатке, а какой был распродан. Благодаря тому, что больше не надо бегать от аптеки к аптеке в поисках одной единственной коробочки, люди предпочитают совершать онлайн-покупки.
Благодаря тому, что продажи проходят в интернете, продавцам больше не требуется платить за аренду помещений. Да и расход на рекламу значительно сокращается. Маркетплейс сам продвигает товары с хорошими отзывами. Это способствует возникновению более конкурентной цены. А это значит, что спрос на БАДы в аптеках будет продолжать падать. Остановить это явление может лишь кардинально новый подход к продажам или же массовое увеличение заработка у населения.