Это не значит, что радио и телевидение может полностью распрощаться с рекламой лекарственных средств. Однако, возможно, в скором времени появятся ограничения, согласно которым лекарства смогут рекламироваться только в рамках специализированных передач с непосредственным участием медиков. Также, реклама сможет появляться строго на специализированных каналах, основной темой которой будет являться медицина.
Причина грядущих изменений проста. Если отталкиваться от последних опросов населения, становится понятно, что очень многие россияне предпочитают заниматься самолечением вместо того, чтобы вовремя обратиться к специалисту. При этом далеко не всегда это заканчивается хорошо. Согласно исследованию, приблизительно 44% пациентов приобретали препараты без назначения врача за последние пару лет. При этом россияне признавались честно: увидели рекламу, решили купить.
Мнение о том, нужна ли подобная реклама, у опрошенных разделилось. Четверти пациентов нравится то, что реклама освобождает их от длительного пребывания в очереди на прием к врачу. Эти люди придерживаются мысли, что рекламы лекарств должно стать даже больше. Это якобы поможет пациентам справляться с элементарными недугами самостоятельно.
Но более 60% россиян все же голосуют за то, что реклама лекарств за последние годы стала слишком навязчивой. Они бы предпочли, чтобы ее было меньше, либо, чтобы та полностью исчезла из инфополя. К счастью, многие из этих людей понимают важность профессиональной консультации специалиста и выступают против самолечения.
Правки могут коснуться непосредственно закона «О рекламе». В них будет прописано, что рекомендовать то или иное лекарственное средство сможет только специалист с медицинским образованием – врач или фармацевт – в рамках специализированных теле- и радиопередач.
Кроме того, депутаты уверены, что время рекламной вставки о препарате должно быть расширено, как минимум, до 5 минут. Из-за того, что рекламные ролики в настоящий момент пролетают стремительно, потенциальные покупатели успевают только запомнить название препарата и область его применения. Но также необходимо предупреждать населения о всех побочных эффектах и противопоказаниях. К сожалению, чаще всего о них россияне узнают уже после покупки препарата, изучая инструкцию. При этом не все из них отказываются от приема лекарства при возможных угрозах – деньги-то уже были потрачены. Не говоря уже о той категории наших соотечественников, которые и вовсе бесконтрольно принимают препараты, не читая инструкцию. Это особенно важно, когда речь заходит о пожилых пациентах со слабым здоровьем.
В настоящее время население находится в замкнутом порочном круге. В 2023 году невозможно полностью отгородиться от рекламы. Радио, телевидение, интернет – реклама лекарств проникла во все эти ресурсы и стала навязчивой. Хоть многих россиян она и раздражает, им не составит труда вспомнить название лекарства с глупой песенкой и приступить к самолечению.
Прошло время, когда можно было доверять всему сказанному по телевидению. Этим особенно грешат люди старшего поколения. Они улавливают только часть транслируемого сообщения – о положительных свойствах лекарства. В то время как противопоказания остаются в тени.
Таким образом, депутаты поставили перед собой цель если не полностью искоренить самолечение, то хотя бы свести его к минимуму. Население должно перестать воспринимать актеров из рекламных роликов как реальных врачей. А точнее, именно врачи должны иметь право сниматься в подобной рекламе и больше никто. Благодаря интернету имена и клиники легко можно забить в поисковике и убедиться, что специалист, вещающий с экрана, действительно знает, о чем говорит.
Как было сказано выше, более 40% россиян занимались самолечением за последнее время. Опросы показали, что, как правило, это касалось типичных болезней. Таких как ОРЗ, ОРВИ и т.д. Кто-то не хочет приходить на прием и контактировать с другими больными, у кого-то нет желания и времени брать больничный и приходить к врачу.
Все это понятные причины, над которыми медикам еще предстоит работать. Причем это должна быть не жесткая агитация в пользу посещения клиник, а мягкое подстраивание под новую реальность. Мир сейчас действительно таков, что многое происходит онлайн. А значит и отрасль медицины должна идти в ногу со временем: развивать телемедицину, интернет-консультации.
На сегодняшний день лидерами по самолечению становится мужской пол. Около 40% мужчин назначают себе препараты самостоятельно, даже не советуясь при этом с близкими. Женщины более ответственно подходят к вопросам своего здоровья. Самолечением среди них занимаются только 27% опрошенных.
Пока нам остается только наблюдать за судьбой данного законопроекта. Однако, не следует забывать, что схожая инициатива уже была выдвинута 2 года назад. В 2021 году аналогичный проект выступал против смертности в результате самолечения. Но в то время было решено, что ограничение рекламы наоборот приведет к понижению осведомленности населения.