Заведующая детским хирургическим отделением одной из детских поликлиник ДЗМ проверила медицинские карты пациентов.
Выявила нарушения со стороны детского хирурга (назовем её Валерия). Были заполнены карты внутреннего контроля качества, от подписи в ознакомлении с которыми Валерия отказалась.
Отобранные карты переданы на рассмотрение врачебной комиссии. С врача-детского хирурга были затребованы письменные объяснения, которые признаны врачебной комиссией убедительными частично, в связи с чем врачебная комиссия пришла к выводу о некоторых допущенных врачом-детским хирургом нарушениях.
С приказом от 19.10.2020 г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания Валерия была ознакомлена под подпись. В установленном порядке не оспаривала.
В 2020 году на Валерию помимо устных обращений (личных к дежурным администраторам и по телефону) поступило три письменных обращения с жалобами на профессиональную деятельность врача.
За 2021 год - две жалобы, включая жалобу на отказ врача-детского хирурга в должном осмотре ребенка, а также на нарушение со стороны врача норм этики и деонтологии.
Жалоба рассматривалась на заседании врачебной комиссии и признана обоснованной: во время консультативного приема при жалобах пациента – девочки на боли в спине, врач не провела физикальный осмотр ребенка (протокол осмотра пациента в ЕМИАС не сформирован) и дала направление к ортопеду без указания установленного диагноза.
В связи с вновь допущенным Валерией дисциплинарным проступком приказом главного врача "ДГП N ДЗМ" от 11.10.2021 г. трудовые отношения с работником были прекращены (расторгнуты) с 11.10.2021 г. на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Детский хирург в ноябре 2021 года обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N … Департамента здравоохранения Москвы" о признании увольнения, оформленного приказом от 11.10.2021 г., незаконным, изменении формулировки основания увольнения с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ст. 77 ТК РФ, изменении даты увольнения с 11.10.2021 г. на дату вынесения решения суда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя.
Истец считает свое увольнение незаконным, поскольку отсутствует дисциплинарный проступок, а также отсутствует неоднократность неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей; при вынесении приказа работодателем не были учтены обстоятельства, при которых он был совершен.
Применение к врачу дисциплинарного взыскания обосновано. Процедура выяснения обстоятельств совершения дисциплинарного проступка соблюдена.
Материалами дела подтверждено, что истцом без уважительных причин ненадлежащим образом осуществлялся контроль за правильностью оформления и ведения медицинских карт амбулаторного больного, протокол осмотра пациента в ЕМИАС не сформирован, что в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривалось.
Допрошенные свидетели подтвердили данные обстоятельства. При этом свидетель пояснила, в том числе и факт неоказания истцом медицинской помощи ее несовершеннолетней дочери.
Суд доверяет показаниям указанных свидетелей, поскольку они не противоречивы, согласуются между собой и письменными материалами дела.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности явилось ненадлежащее исполнение им обязанностей, возложенных на него трудовым договором и должностной инструкцией, а именно в отсутствии контроля за правильностью оформления и ведения медицинской документации, что, вопреки доводам истца, является дисциплинарным проступком, в связи с чем работодатель обоснованно привлек истца к дисциплинарной ответственности.
Суд не может согласиться с доводом истца о том, что приказ является незаконным, в том числе и потому, что с выводами заключения лечебно-контрольной подкомиссии ее никто не ознакомил, поскольку Трудовой кодекс не содержит требований об ознакомлении работника с документацией служебного расследования.
Суд также не может согласиться с возражениями истца о том, что имелся конфликт на работе, в связи с чем работодатель сокращал ей выплаты стимулирующего характера, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела данные обстоятельства не нашли своего объективного подтверждения и опровергаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколами оценки эффективности, высоких результатов и качества труда, согласно которым выплата истцу неполной суммы стимулирующих выплат производилась только на основании поступивших жалоб, признанных ЛКП ВК ГБУЗ «ДГП № ДЗМ» обоснованными либо частично обоснованными, а также в результате привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Нарушение трудовых обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны работника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. В этом случае к работнику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения.
На день вынесения оспариваемого истцом приказа у Валерии имелось не снятое и не погашенное дисциплинарное взыскание.
При наложении взыскания ответчиком была учтена тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
1 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Валерии к ГБУЗ "Детская городская поликлиника № Департамента здравоохранения Москвы" о признании увольнения незаконным, об изменении даты и формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказано в полном объеме.
Валерия подает апелляционную жалобу, которую Московский городской суд в июле 2022 года отклоняет.
В январе 2023 года она подает кассационную жалобу, и в мае 2023 года Второй кассационный суд общей юрисдикции отменяет решение Преображенского районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В определении суда кассационной инстанции указано на то, что в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
При разрешении настоящего спора суду следовало проверить, учитывались ли работодателем при решении вопроса о наложении на истца дисциплинарного взыскания тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, длительность работы истца в должности учителя и наличие у нее поощрений или взысканий.
Если привлечение работника к дисциплинарной ответственности произведено работодателем без соблюдения этих принципов юридической ответственности, то оно не может быть признано правомерным.
Судами не дана никакой правовой оценки тем обстоятельствам, что Валерия работала в системе здравоохранения с сентября 1986 года (зачислена на должность врача-реаниматолога в отделение анестезиологии и реанимации после окончания клинической ординатуры), последнее место работы - врач-детский хирург отделения детской хирургии; за время работы имела неоднократные поощрения, просила изменить формулировку основания увольнения с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ст. 77 ТК РФ, на момент увольнения являлась пенсионером по старости.
Судами не исследовалась возможность применения ответчиком к Валерии иного, менее строгого вида дисциплинарного взыскания, исходя из таких принципов юридической ответственности, как справедливость, соразмерность, гуманизм. Судами также оставлены без внимания доводы истца о том, что часть жалоб пациентов не относится к периоду привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Факт ненадлежащего выполнения Валерией своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией врача-хирурга детского, а также нарушения данным работником положений Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен врачебной комиссией медицинской организации. В своем заключении врачебная комиссия, помимо указанных выше фактов нарушений, указала на наличие иных обращений пациентов с жалобами на действия/бездействия врача-детского хирурга, которые нашли свое объективное подтверждение - в 2020 году три жалобы, в 2021 году две обоснованные жалобы.
Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели, согласно показаниям которых наличие жалоб от пациентов в отношении врача носило систематический характер, что, в свою очередь, с отрицательной стороны характеризует отношение работника к труду.
В том числе свидетель пояснил, что в обязанности врача-хирурга детского входило проведение мелких операций, однако Валерия была настроена отправлять людей в стационар, а не делать такие операции в поликлинике, что увеличивает время получения пациентом необходимой медицинской помощи. Также указал, что были случаи, когда врач могла, не осмотрев пациента, направить его к другому специалисту. Однако, если пациент не писал жалобы, то удавалось конфликт нивелировать работой других врачей. Равным образом свидетель пояснил, что заполнение медицинской документации должно происходить в полном объеме - не заполнение медицинской документации является грубым нарушением.
Свидетель пояснила, что истец не была мотивирована работать с населением, создавалось впечатление, что она хотела просто отвести прием и уйти домой; от родителей пациентов неоднократно поступали жалобы на работу врача, которые находили свое подтверждение.
В качестве оценки тяжести совершенного Валерией дисциплинарного проступка работодатель указал достаточно веские причины, в том числе, что врач не произвела осмотр пациента, записанного в установленном порядке на прием.
Данный факт установлен врачебной комиссией медицинской организации. При этом комиссией сделан вывод, что делать заключение о отсутствии хирургической патологии врач может исключительно только после осмотра.
Факт того, что осмотр пациента произведен не был, Валерией не оспаривался.
Следует учесть, что обязанность по проведению осмотра пациента и оказания медицинской помощи прямо закреплена в должностной инструкции врача-хирурга детского, а данным пациентом являлся ребенок, паспортные данные которого также имеются в материале дела.
В части подтверждения тяжести данного дисциплинарного проступка, который очевидно мог повлечь за собой ухудшение здоровья пациента, обратившегося к врачу за оказанием медицинской помощи с жалобой на острую боль, по ходатайству ответчика к участию в деле привлечен специалист - врач-детский хирург, заведующий приемным отделением.
Данный специалист, в частности, разъяснил, что такое физикальный осмотр и пояснил о необходимости его проведения с целью выявления очага боли, на который жалуется пациент. При этом специалист указал на специфику жалоб детей на боли, поскольку у детей имеются сложности с локализацией определения боли в силу возраста, а потому осмотр должен быть произведен врачом обязательно. В противном случае это нарушение врачом должностных обязанностей и порядка оказания медицинской помощи, которое может повлечь резкое ухудшение состояния ребенка.
По мнению специалиста, тот факт, что состояние ребенка не ухудшилось и он был осмотрен врачом другой специальности, не свидетельствует об отсутствии в действиях/бездействии истца нарушений должностных инструкций и правил, регулирующих порядок оказания медицинской помощи.
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок и сроки привлечения Валерии к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со стороны работодателя соблюдены.
Данная мера применена к работнику с не снятым и непогашенным дисциплинарным взысканием, избранная работодателем мера дисциплинарного взыскания соответствует тяжести совершенного работником проступка и обстоятельствам, при которых он был совершен. Процедура проведения служебной проверки (организации врачебной комиссией медицинской организации) и увольнения со стороны ответчика нарушены не были.
Суд не может согласиться с доводом истца о том, что работодателем не были учтены наличие поощрений, полученных в ходе работы истца, поскольку данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. В частности, наличие поощрений, записи о которых имеются в трудовой книжке, имели место до 26.02.2006 г. включительно. Доказательств того, что с указанного времени и до момента увольнения, Валерия поощрялась работодателем либо каким-то другим способом отмечались ее достижения в работе, в материалы дела не представлено.
Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что на основании протоколов оценки эффективности, высоких результатов и качества труда за период с октября 2019 по октябрь 2021 г. истцу производилась неполная сумма стимулирующих выплат по причине поступивших жалоб на Валерию со стороны пациентов, и данные жалобы были признаны ЛКП ВК ГБУЗ "ДГП N ДЗМ" обоснованными либо частично обоснованными, а также в результате привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Учитывая, что в действиях Валерии присутствует изложенный в заключении лечебно-контрольной подкомиссии дисциплинарный проступок, выразившийся в неисполнении возложенных на нее обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании увольнения, оформленного приказом от 11.10.2021 г., незаконным; об изменении формулировки основания увольнения с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ст. 77 ТК РФ; об изменении даты увольнения с 11.10.2021 г. на дату вынесения решения суда; о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с даты увольнения (11.10.2021 г.) по дату вынесения решения; о компенсации морального вреда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 февраля 2024 года.
Валерия подает апелляционную жалобу, 16 октября 2024 года Московский городской суд ее рассматривает.
На сайте суда размещена информация: «Определение суда апелляционной инстанции - Публикация запрещена».
Могу предположить, что в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказано.
1. Физикальный осмотр пациента и его фиксация в амбулаторной карте – элементарное профессиональное действие, требующее безусловного выполнения.
2. Совершение повторного дисциплинарного проступка в течении года усугубляет меры дисциплинарной ответственности в отношении работника.
3. Подтверждение содержания жалоб пациента может быть установлено через его допрос в качестве свидетеля.
4. Судопроизводство достаточно длительный процесс. В рассмотренном примере: первая инстанция, апелляция, кассация, первая инстанция, апелляция. Между подачей искового заявления (09.11.2021) и последним апелляционным определением (16.10.2024) прошло 3 года.