Бюджетная реформа учреждений здравоохранения: ограничения для ведения полноценного медицинского бизнеса снимаются, ответственность по обязательствам в полном объеме вменяется

Панов А.В.
На вольных хлебах главным врачам бюджетных учреждений здравоохранения нужно будет уметь производить и продавать  медицинские услуги, востребованные рынком. Откуда эти умения возьмутся?
19.03.2010
20972

Содержание

Вступление
1. Недостатки бюджетных учреждений здравоохранения
2. Законодательные инициативы
3. Правовое положение учреждения в настоящее время
4. Два вида учреждений
5. Бюджетное учреждение здравоохранения
6. Казенное учреждение здравоохранения
7. Выводы
8. Продолжение следует

Вступление

Отдельная информация о революционных изменениях условий функционирования бюджетных учреждений постепенно просачивается в СМИ, что позволяет сделать прогноз дальнейшего развития событий и последствий для медицинского бизнеса, осуществляемого бюджетными учреждениями здравоохранения.

к содержанию »

1. Недостатки бюджетных учреждений

Очевидными недостатками бюджетных учреждений являются:

- отсутствие стимулов к оптимизации затрат, повышению эффективности деятельности и улучшению качества услуг;
- низкие зарплаты сотрудников;
- нет мотивации для профессионального роста сотрудников;
- казнокрадство главных врачей и иных должностных лиц, допущенных к дележке бюджетных средств;
- мздоимство медицинского персонала (оплата мимо кассы в карман медицинского персонала);
- неповоротливая бюрократическая система управления;
- превалирование оценки сотрудников по критериям личной преданности или кумовства , а не по деловым качествам;

На устаревшие подходы в системе финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг акцентировал внимание Президент РФ как в бюджетном послании Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" так и в Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г.

к содержанию »

2. Законодательные инициативы

Соответственно 12 февраля 2010 года в Государственной Думе РФ был рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» по словам разработчиков направленный на реформирование сети бюджетных учреждений путем повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при одновременном сокращении расходов бюджетов на функционирование таких учреждений.

Предлагаемые меры потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных бюджетных учреждений.

Законодатель считает, что органы публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом фактически большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы. Так, в 2008 году из почти 10 тыс. федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3,8 тыс. учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1 тыс. учреждений полностью финансировались за счет таких доходов.

Названный опыт предполагается распространить в законодательном порядке.

к содержанию »

3. Правовое положение учреждения в настоящее время

В настоящее время под учреждением понимают - некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. 

Учреждения здравоохранения решают социальную функцию оказания медицинской помощи целевой группе в рамках сметного финансирования, а с разрешения органа управления здравоохранения занимаются медицинским бизнесом (оказанием платных медицинских услуг) в рамках товарообмена медицинских услуг на денежные средства с зачислением их на лицевые счета органов Федерального казначейства. 

Расходование внебюджетных средств сопряжено с необходимостью следования бюрократическим процедурам разрешений и согласований. 

Ответственность по обязательствам учреждения несут своими денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник за счет средств соответствующей казны (рис.1).

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 1 

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 1

к содержанию »

4. Два вида учреждений

Бюджетная реформа приведет к тому, что появятся два вида учреждений: бюджетные и казенные (рис.2).

Бюджетные учреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их коренного преобразования.

Казенными учреждениями планируется реализовать отдельные полномочия государства, и введение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учреждениях нецелесообразно. Примерами могут быть такие сферы деятельности, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению и других.

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 2 

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 2

Остановимся подробно на этих типах

к содержанию »

5. Бюджетное учреждение здравоохранения

Бюджетные учреждения получат от собственника имущество с правом его распоряжения за исключением особо ценного, отнесение к которому находится в усмотрении собственника, а также получат возможность участвовать на общих основаниях в рамках конкурса на получение государственного задания для реализации социальной функции государства по предоставлению медицинской помощи. 

Можно предположить, что госзадание не будет перекрывать все потребности в финансировании бюджетного учреждения, поэтому оставшуюся часть придется зарабатывать в рамках гражданского оборота и конкурентного рынка. 

Полученный доход не проходит через органы Федерального казначейства и поступает в полное распоряжение бюджетного учреждения. За такую предоставленную вольность государство берет компенсацию – ответственность по обязательствам будет лежать исключительно на бюджетном учреждении без субсидиарной ответственности собственника (Рис. 3).

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 3 

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 3

к содержанию »

6. Казенное учреждение здравоохранения

Второй тип учреждений – это казенные учреждения здравоохранения. Для них сохранится сметное финансирование, а доходы, полученные от предпринимательской деятельности, будут зачисляться в соответствующий бюджет. Лицевые счета открываются в органах Федерального казначейства. 

Учет операций со средствами на лицевых счетах планируется осуществлять на основании бюджетного плана счетов (рис.4) Примером может быть психиатрический стационар.

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 4 

Бюджетная реформа учреждений здравоохранения - Рис. 4

к содержанию »

7. Выводы

Возникает закономерный вопрос – откуда у главного врача, зама по экономике и др. административной верхушки медицинских организаций, привыкших жить на бюджетной смете появятся навыки, умения менеджера и маркетолога по выявлению потребностей рынка и предложения конкурентоспособного продукта, тем более что частная медицина, как правило, под боком и не намерена отдавать свою долю рынка. 

Потребитель просто так свой рубль нести не будет. Его надо будет завлекать конкурентными преимуществами. Добавит масла в огонь и ужесточение юридическое ответственности государства за ненадлежащее оказание медицинских услуг. 

Кроме того, администрации придется предпринимать жесткий прессинг на медицинский персонал, в одночасье не способный отказаться от возможности работы на свой карман, а не в кассу учреждения.

Возникнет сразу куча проблем, которые раньше не приходилось решать главному врачу и его команде. Поэтому представляется обоснованным, чтобы собственник перед благословлением учреждения в рыночный оборот провел обучение главного врача и иже с ним хотя бы элементарным азам рыночных отношений.

В силу российского менталитета и надежды на авось главные врачи будут ждать до последнего отсрочки применения законодательства, но состояние экономики и резкое сокращение доходной части бюджетов всех уровней едва ли позволит говорить о том, что пронесет… Не пронесет… Президент намерен подписать закон весной, а вступит он в действие с 1 января 2011 г.

к содержанию »

Продолжение следует

Автором планируется продолжать эту статью по мере развития событий в бюджетной сфере, что в общем то не за горами.

к содержанию »

Комментарии: