Жалоба - как механизм защиты нарушенных прав граждан

Хасикян К.Г.
В статье рассматривается понятие жалоба, требования к ее содержанию, правилах и сроках подачи, приводится пример подобного документа
29.08.2011
31438

Содержание

Понятие "Жалоба"
Требования к составлению, подаче жалобы
Сроки рассмотрения жалобы
Рассмотрение жалобы и содержание ответа
Право на знакомство с первичными документами
Действия обратившегося при несогласии с полученным ответом
Как гражданину применить полученный ответ по жалобе при обращении в суд?
Что можно ждать от обращения в суд?

Понятие "Жалоба"

Статью хотелось бы начать с цитаты из Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144 "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы".

«Статья 9

1. При осуществлении прав человека и основных свобод, включая поощрение и защиту прав человека, упомянутых в настоящей Декларации, каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право пользоваться эффективными средствами правовой защиты и быть под защитой в случае нарушения этих прав.

2. С этой целью каждый человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, созданный на основании закона, рассчитывать на ее своевременное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа, в соответствии с законом, решение, предусматривающее меры по исправлению положения, включая любую причитающуюся компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также право на принудительное исполнение этого решения или постановления без неоправданной задержки.

3. С этой же целью каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет, в частности, право:

a) в связи с нарушениями прав человека и основных свобод в результате политики и действий отдельных должностных лиц и государственных органов подавать жалобы или иные соответствующие обращения в компетентные национальные судебные, административные или законодательные органы или в любой другой компетентный орган, предусмотренный правовой системой государства, которые должны вынести свое решение по данной жалобе без неоправданной задержки…».

Основные положения, касающиеся, в том числе и жалоб изложены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон).

Данный Закон дает определение понятия обращение.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Как мы видим, обращение бывает четырех видов:

Виды обращений

Виды обращений - Рис. 1

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации этого права не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.

Комментарии: