Ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера труда(МРОТ). Закреплено в статье 133 ТК РФ.
Оплата труда работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. Такое положение содержится в статье 146 ТК РФ.
С позиции указанных норм возникали споры о том, как определять минимальную величину заработной платы в местностях, где предусмотрены коэффициенты и надбавки за работу в особых климатических условиях. Верховный Суд РФ неоднократно высказывал точку зрения о том, что заработная плата трудящихся в особых условиях должна быть выше МРОТ до применения к ней районного коэффициента и процентной надбавки. Однако уже в 2016 году ВС РФ в рамках определений по гражданским делам (Обзоры практики Президиума ВС РФ от 26.02.2014 и 05.02.2014) неоднократно высказывалось мнение о том, что вывод о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки на заработную плату, предварительно доведенную до МРОТ, не является основанным на законе.
Такой подход высшего судебного органа привел к неоднозначной практике судов общей юрисдикции, отсутствие единого подхода в решении вопроса побудило ряд граждан к обращению с требованиями о проверке соответствия выводов судебного органа Конституции РФ о применении положений ст.ст. 129, 133 и 133.1 ТК РФ.
В свою очередь Конституционный Суд, исследуя конституционно-правовой смысл норм трудового законодательства напомнил, что определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты, по Трудовому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях” относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Конституционный Суд так же разъяснил, что отсутствие регулирования исследуемого вопроса (положений части 1 ст. 316 и части 1 ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации) новыми нормативно правовыми актами, не исключает действие нормативных правовых актов, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки до вступления в силу Трудового кодекса РФ, в части не противоречащей ему.
Важным аргументом что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, явились эффективно действующие разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 “О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)”, утвержденные Постановлением от 11 сентября 1995 года № 49.
Разграничив сферы действий федерального законодательства от регионального соглашения которыми регулируется МРОТ, Конституционный Суд пришел к мнению, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда.
Постановлением № 38-П от 7 декабря 2017 г. Конституционный Суд окончательно утвердил, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой и в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Судебный орган исходил из того, что месячная заработная плата работников полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, должна отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом.
Включение районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки начисляемой в связи с работой в особых климатических условий в МРОТ, нарушает гарантии повышенной оплаты труда в обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях.
Конституционно - правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (пункт 2 резолютивной части Постановления).
Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (пункт 5 резолютивной части Постановления).
Уважаемый Вячеслав, добрый день! О том, какое отношение это Постановление Конституционного Суда № 38-П имеет к Омской области? Непосредственное!!! Потому как в 1971 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 5 августа 1971 г. N 553 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановил утвердить районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири. В перечне и есть наша Омская область! Не смотря на то что Постановление от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О РАЗМЕРАХ РАЙОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЙОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЭТИ КОЭФФИЦИЕНТЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, И О ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ, из времен СССР, оно действует! Для Омской области районный коэффициент к заработной плате установлен 1,15!!!