Традиционно он остановился на вопросах здравоохранения. Послушайте из его выступления то, что я посчитал важным прокомментировать.
Теперь о здравоохранении. Главный результат всей нашей политики в этой сфере – рост продолжительности жизни. За десятилетие она увеличилась более чем на пять лет и в текущем году, по предварительным оценкам, превысит 71 год. Но проблем, которые нам предстоит решить, конечно, ещё очень много.
Со следующего года российское здравоохранение полностью переходит на страховые принципы. Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе ОМС, отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи. Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС. Прошу Правительство обеспечить здесь самый строгий контроль.
Из озвученного вытекает следующее. Намерение Президента поставить систему ОМС на страховые принципы было изложено еще в прошлом Послании. Давался год на преобразования. Судя по выступлению Президента преобразования выполнены и со следующего года российское здравоохранение полностью переходит на страховые принципы.
В течение почти всего 2015 года я не встречал изменений в законодательстве по ОМС, из которых бы вытекало, что страховые компании будут мотивированы тем, чтобы не допускать страхового случая – обращения застрахованных за медицинской помощью. Именно в этом интерес страховой компании.
Лишь в конце ноября появилась информация - Минздравом России готовится документ, согласно которому страховые медицинские организации будут формировать перечень застрахованных лиц, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году, и информировать их о необходимости прохождения данной процедуры. Также страховые медицинские организации будут контролировать объемы, сроки, качество и условия прохождения бесплатной диспансеризации.
Т.е. крайними за прохождение диспансеризации государство намерено назначить теперь страховщиков, а не поликлиники.
Можно ли прохождение диспансеризации застрахованным отнести к страховому принципу?
Полагаю, что да, так распознавание патологических состояний и болезней на ранней стадии, когда они протекают бессимптомно должно снизить расходы на оказание медицинской помощи. Но при этом, если страховая компания через проведение диспансеризации сможет снизить расходы ОМС на получение медицинской помощи, то она должна получать за это вознаграждение. Экономический интерес от этой деятельности даст реальный результат, а если подобная деятельность будет просто обязательная, без выплаты вознаграждения, то какого-то реального эффекта от внедрения этого страхового принципа не получится, несмотря на его провозглашение.
Следующее. Страховые медицинские компании государство еще обложит мерами административной ответственности в том случае, если они не будут надлежаще защищать права и интересы застрахованных как на получение бесплатной медицинской помощи, так по обеспечению ее надлежащего качества и безопасности. Справедливость восторжествовала!
Медицинские организации являются субъектами административной ответственности, а страховые этой счастливой возможности избежали. Недоработка государства и прежде всего Минздрава России, которая несомненно будет исправлена. Полагаю, что страховые медицинские компании ожидают административные штрафы в пределах 100 000 – 150 000 рублей.
Из этого следует, что обострятся отношения между медицинскими и страховыми организациями. Первые вынуждены оказывать платные медицинские услуги так, как только на тариф от ОМС не проживешь, да и эффективно вести хозяйство у них не получается, так как имеет место государственная форма собственности. Вторые будут их за это прессинговать.
И мне представляется, что страховые медицинские организации будут вынуждены больше информировать о своей реальной деятельности по защите прав застрахованных, сейчас подобную информацию крайне сложно найти на их официальных сайтах.
А что вы думаете по этому поводу? В поле для комментариев выскажите свое мнение: после внедрения страховых принципов будут ли страховые компании сильнее прессинговать медицинские организации?
Сомнительно, что сотрудники страховых компаний УМЕЮТ на хорошем уровне отстаивать интересы пациентов (хотя исключения есть). Штрафы их все равно этому не научат.
Страховые компании как раз отстаивать права пациентов умеют на должном уровне, вопрос в обращаемости пациентов. Никто не хочет идти на конфликт с врачом в открытую. Законом подразумевается форма обращения в страховую организацию , и лишь после этого страховая организация проводит работу.
Если здравоохранение полностью перейдет на страховые принципы, то оно полностью завалится, так как сокращаются расходы на медицину в бюджете, а увеличивается стоимость медицинских услуг. Будущее за частной медициной, а не за страховыми компаниями, существующими в нашей стране в таком виде, которых в принципе не существует в других государствах. Кстати и последний Форум в Красноярске говорил об этом. Не надо ждать ничего хорошего от страховых компаний. На следующий год всё и увидим!
Система неэффективна -это факт. Чем занимаются чиновники всех уровней в этой ситуации? Правильно, тратят основное своё время и деньги налогоплательщиков на "оправдание необходимости собственного существования" . Как они это делают: - придумывают разные "придумки" ( пусть списки на диспансеризацию составляют страховые компании, " давайте проверять Страховые компании, как они проверяют медицинские организации, "давайте введём экспертизу у постели больного" " пусть страховые компании несут финансовую ответственность за то, что мы не обеспечили систему деньгами, а населению пообещали, что всё будет бесплатно" , давайте сделаем личные кабинеты , чтобы пациенты видели на что тратятся их деньги, тогда врачи только и будут объяснять тем" кто не болел" " куда делись их деньги"!) - "валят с больной головы на здоровую" и начинают "охоту на ведьм" ( создают правила игры, когда без приписок выжить невозможно, а потом идут ловить тех, кто занимается приписками, устанавливают безумные нормативы по проверкам, а потом штрафуют страховые компании за то, что не не выполняют ВАЛ проверок) - максимально усложняют систему взаиморасчётов и информационного обмена, что бы обосновать необходимость содержания своих штатов Я часто задаю вопрос профессионалам организации здравоохранения ( они ещё остались) : "То, что творят в здравоохранении, это глупость или диверсия? А как вы считаете? Что бы обсуждать соответствует ли то или иное действие " страховым принципам" нужна дать чёткое определение, что такое "страховые принципы?" И может быть сначала выполнить основной страховой принцип " обещать застрахованным ровно столько услуг, сколько имеете денег". Как соответствует страховым принципам факт того, что затраты на оказание услуг выросли ( рост цен на расходные материалы и медикаменты), объём финансирования не увеличился, объём обещаний "бесплатных услуг" не изменился. А теперь ещё и бесплатную диспансеризацию пообещали.
И может быть сначала выполнить основной страховой принцип " обещать застрахованным ровно столько услуг, сколько имеете денег"
Алексей, я полагаю что этот принцип должен быть отправной точкой в системе ОМС. Если в кошельке денег только на отечественный аспирин, то в аптеке солпадеин купить невозможно, не так ли?
: "То, что творят в здравоохранении, это глупость или диверсия? А как вы считаете?
Полагаю, что ни первое ни второе. Есть точка зрения кучки экспертов при власти, которые подсказывают ей - как бы лучше с превалированием государственной вертикали власти выстроить централизованную систему здравоохранения. Конкуренции мысли среди экспертов нет, кто они - мы не знаем, так как публичности их деятельности нет.
Вот и получаем то здравоохранение, структура и форма которого была одобрена высшим политическим руководством по рекомендациям серых кардиналов, а депутаты ГД, во главе с ЕР - это лишь придаток власти.
Частная система здравоохранения как - то обходится без минздравов, горздравов, департаментов здравоохранения и ничего - существует.