Министр здравоохранения России Михаил Мурашко 5 февраля в интервью РИА Новости рассказал об интеграции новых регионов в систему здравоохранения России, о реабилитации раненых в ходе спецоперации и приоритетах в лечении, а также о лекарственном обеспечении страны, кадровых вопросах и новых антиалкогольных мерах.
Мой акцент из интервью на кадровых вопросах.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
Как решаете проблему дефицита кадров в здравоохранении? Есть ли дефицит?
Первое — это поддержка уровня зарплат и дополнительные выплаты для медицинского персонала в наиболее сложных направлениях. Второе — это дополнительный прием в медицинские вузы и колледжи.
Мы используем также методы, позволяющие вернуть абитуриента после обучения туда, где необходим специалист, то есть это целевое обучение. Сегодня примерно 75% мест в вузах целевые. Здесь важна, в том числе и региональная, поддержка.
Пока мы еще по-прежнему по ряду направлений испытываем сложности и, конечно, дополнительные меры поддержки сегодня обсуждаются. Госдума создала дополнительно рабочую группу для того, чтобы в нормативном поле урегулировать данные вопросы. Кадровая составляющая — это вообще самое важное направление, с которым необходимо работать. Кадры самый сложно воспроизводимый ресурс, потому что построить больницу, купить оборудование или произвести его — это одна задача, а воспитать и получить медицинского работника – другая, это самый длительный и емкий процесс. Кроме того, медиков всегда нужно еще и обязательно поддерживать в актуализации знаний, практических навыков. Все это серьезное направление, которое, конечно же, является приоритетом для всех субъектов и для Минздрава.
— А какие новые социальные меры поддержки медиков обсуждаются?
— Есть ряд направлений, которые касаются поступления в вузы, распределения. Есть разные мнения, иногда звучат резкие суждения по обязательствам целевиков. Есть предложения, которые касаются финансовой мотивации. Но все должно быть просчитано и обеспечено ресурсами, поэтому направление я обозначил, а решение озвучим позже, когда выйдем уже на них.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
1. Финансовая мотивация уже была воплощена в показатели эффективности деятельности поликлиник
Выполнения показателей, подтверждающих улучшение здоровья у прикрепленного населения, конвертируется в стимулирующие выплаты, которые должны выплачиваться два раза в год за счет дополнительных денег из ТФОМС.
Насколько эффективно данный механизма работает – информация не встречалась. Могу предположить, что её отсутствие - косвенный признак неэффективности (недостаточной эффективности) предложенного механизма.
Иначе Минздрав России уже бы поделился достигнутыми успехами (результатами). Впрочем, может быть я ошибаюсь.
2. Наличие ресурсов – отправная точка реализации предложений по финансовой мотивации медицинских работников. Сейчас их нет. Прямым признаком безнадеги является перенос пилотного проекта по оплате труда в государственном здравоохранении на 2025 год.
Но они не обеспечивают его безусловного выполнение для конкретного медицинского работника.
Увеличение ресурсов объективно произойдет за счет роста валового внутреннего продукта (ВВП), что даст дополнительные поступления в казну (федеральную, региональную) от налогов и страховых сборов.
Минэкономразвития РФ оценивает рост ВВП РФ в 2023 году на уровне 3,5%. На 2024 год прогноз в 4%-4,5%.
Поскольку в текущем году перевыборы президента, то какой-то всплеск в этом направлении будет обязательно.
4. И еще одна составляющая. С учетом имеющихся ограниченных финансовых ресурсов в здравоохранении ликвидация дефицита первичного звена (увеличение укомплектованности) неминуемо ведет к снижению зарплат: фонд оплаты труда приходится делить на большее количество работников.
Предложения Минздрава и ФФОМС в направлении использования средств нормированного страхового запаса не работают.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.