Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий
Московский стандарт поликлиник: бюджетные возможности и влияние на региональное здравоохранение
19.05.2025 00:00
156
Публикация в Известиях.

Правительство Москвы реализует уникальную, самую масштабную за всю историю городского здравоохранения программу комплексной реконструкции первичного звена, в рамках которой проводится модернизация около 340 зданий поликлиник. В них создаются максимально комфортные условия для получения качественной и эффективной медицинской помощи. Об этом Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал во время рабочей встречи Президенту России Владимиру Путину.
«Мы заканчиваем программу реконструкции поликлиник. У нас было 350 поликлиник в ветхом состоянии. Сейчас уже в 2024 году их осталось совсем немного, и в этом году закончим эту программу. У нас все поликлиники будут реконструированы или построены заново. Причем это серьезная модернизация. — отметил Сергей Собянин. — Новые поликлиники выглядят не хуже частных поликлиник, с интерьером, брендирование соответствующее, новые, современные медицинские корпуса, тоже на мировом уровне».
Новый московский стандарт поликлиник — это современное оборудование, полная укомплектованность врачами-специалистами, продуманная логистика движения пациентов, дружелюбие и поддержка со стороны персонала, комфортные условия для пациентов и медиков и, наконец, эстетическая привлекательность не только самих зданий медицинских учреждений, но и прилегающих к ним территорий. |
МОЙ КОММЕНТАРИЙВопрос модернизации первичного звена здравоохранения остается одним из наиболее острых в современной системе охраны здоровья. Программа реконструкции московских поликлиник демонстрирует, каким должно быть современное здравоохранение – с качественным оборудованием, комфортными условиями для пациентов и медперсонала, продуманной логистикой и высокими стандартами обслуживания.
Однако важно понимать, что реализация подобных масштабных проектов возможна только при наличии
соответствующей финансовой базы. Бюджет Москвы на 2024 год составляет более
5 триллионов рублей, что существенно превышает бюджеты многих регионов России. Для сравнения: расходы Омской области на 2024 год составляют всего
163 миллиарда рублей. Такая разница в финансовых возможностях обуславливает принципиально различные подходы к развитию системы здравоохранения.
Ситуация создает
определенный парадокс. С одной стороны, столичный опыт действительно формирует
положительный прецедент и задает ориентир для других регионов. Модернизированные поликлиники с современным оборудованием и высокими стандартами обслуживания становятся образцом того, как должно выглядеть современное здравоохранение. С другой стороны, этот же опыт создает
дополнительные вызовы для региональных систем здравоохранения.
Прежде всего, это касается проблемы
медицинской миграции. Высокие стандарты столичного здравоохранения и соответствующие зарплатные ожидания привлекают медицинские кадры из других регионов. Врачи и средний медицинский персонал стремятся работать в современных условиях с новым оборудованием и достойным уровнем оплаты труда. Это приводит к дефициту кадров в региональном здравоохранении, особенно в первичном звене.
Для решения этой проблемы необходимо
федеральное финансирование модернизации первичного звена здравоохранения в регионах. Без этого достижение равномерного развития системы здравоохранения по всей стране становится практически невозможным. Региональные бюджеты просто не располагают достаточными средствами для реализации подобных масштабных проектов.
Важно отметить, что качество и безопасность медицинской помощи напрямую зависят от уровня финансирования. Современное здравоохранение требует значительных инвестиций в инфраструктуру, оборудование, подготовку кадров и их материальное стимулирование. При этом недостаточное финансирование неизбежно приводит к снижению качества медицинской помощи и ухудшению показателей общественного здоровья.
Столичный опыт показывает, что модернизация здравоохранения – это
комплексная задача, требующая системного подхода. Необходимо не только обновление материально-технической базы, но и создание комфортных условий для работы медицинского персонала, внедрение современных технологий и стандартов обслуживания.
В заключение стоит отметить, что развитие здравоохранения должно осуществляться с учетом
специфики каждого региона, но при этом требует единого федерального подхода к финансированию и стандартизации основных процессов. Только так можно обеспечить равный доступ к качественной медицинской помощи для всех граждан страны независимо от места проживания.