Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram
Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Тупик новой системы оплаты труда медиков государственной медицины в России?

02.09.2025 00:00 Комментариев: 0 25
В июне я обращал внимание на тревожный сигнал: отсутствие чётких данных о реальной потребности в кадрах в трёх пилотных регионах — Липецкой области, Курганской области и Республике Саха (Якутия), — где должна была начаться обкатка новой модели оплаты труда в системе государственного здравоохранения.

На тот момент Артём Наркевич, директор департамента медобразования и кадровой политики Минздрава РФ, прямо заявил: «Как лечить болезнь, не зная диагноза?» — подчеркнув, что без понимания, сколько врачей и среднего медперсонала реально нужно в каждом регионе, говорить о справедливой и эффективной системе оплаты труда преждевременно.

Если неизвестно, сколько врачей необходимо в каждом конкретном регионе, невозможно рассчитать объём средств на достойную зарплату.

Это заявление, парадоксальное на фоне масштабной цифровизации здравоохранения, вызвало закономерные вопросы. Несмотря на наличие электронных регистратур, ЕМИАС, автоматизированных систем учёта коечного фонда и нагрузки врачей, до сих пор не сформирована единая методология расчёта кадровой потребности. Возникает вопрос: почему государство пытается реформировать систему оплаты труда, не имея данных о том, сколько медицинских работников требуется и какова должна быть их численность?

В июле появилась информация о движении вперёд. Вице-премьер Татьяна Голикова в ходе встречи с фракцией КПРФ заявила, что к концу июля все пилотные регионы обязаны были представить свои расчёты по финансовым последствиям внедрения новой системы. Планировалось, что на основании этих данных будет принято окончательное решение о запуске пилотных проектов.

Регионы должны представить расчеты по новой системе оплаты труда медработников до конца июля — Голикова.

Однако уже начался сентябрь. Ни со стороны Минздрава, ни со стороны Минтруда, ни от аппарата правительства не поступило никакой информации. Отсутствие публичных заявлений или отчётов может свидетельствовать о том, что расчёты либо не были представлены, либо оказались несоответствующими ожиданиям, либо выявили серьёзные несоответствия в данных.

Это не просто задержка. Это признак системных трудностей в концепции реформы.

Недавно в публикациях «Царьграда» появилась информация, которую стоит рассматривать как возможный вариант будущей модели — неофициальный, но логичный в контексте текущей бюджетной и региональной политики. По данным источника, Минтруд подтвердил, что зарплаты медработников будут напрямую зависеть от экономического развития региона.

Основа.jpg

Предлагаемая формула выглядит следующим образом:

Зарплата = Расчётная основа × Показатель сложности работы × Региональный экономический коэффициент


Разберём компоненты этой формулы.

Расчётная основа оклада — вероятно, унифицированная база, единая для всей страны. Может составлять 25–30 тысяч рублей для среднего медперсонала и 40–50 тысяч для врачей без учёта стимулирующих выплат. На бумаге это выглядит как шаг к стандартизации оплаты труда.

Показатель сложности (от 1 до 4) — предположительно, замена или реформа существующих стимулирующих выплат. Он может учитывать квалификационную категорию, специальность, объём и интенсивность работы. Например, медсестра в отделении реанимации может получить коэффициент 4, а в процедурном кабинете — 2. Такой подход выглядит логичным.

Однако остаются вопросы: кто будет утверждать и контролировать эти показатели? Как обеспечить объективность оценки? Существует риск, что система станет инструментом субъективного распределения доплат.

Региональный экономический коэффициент — наиболее спорный элемент. Он формально отражает бюджетные возможности региона, но на практике может закрепить и усилить межрегиональное неравенство. Регионы с высокой налоговой базой (Москва, Татарстан, Ямал) получат высокий коэффициент, что приведёт к росту зарплат. В то же время регионы с ограниченными финансовыми возможностями (Курганская область, Ивановская область, Дагестан) получат низкий коэффициент. В результате врач с одинаковой квалификацией, стажем и нагрузкой в Москве будет получать в 2–3 раза больше, чем его коллега в Кургане.

Такая модель не решает проблему межрегионального дисбаланса, а закрепляет её.

Это может усилить миграцию медицинских работников в более благополучные регионы. Молодые специалисты будут стремиться устраиваться на работу в крупные города и регионы-доноры. Сельские медицинские учреждения и районные больницы столкнутся с ещё более острым дефицитом кадров. Регионы, уже испытывающие нехватку медицинских работников, окажутся в ухудшающихся условиях.

Для преодоления этой проблемы необходимо установить единый стандарт заработной платы, ориентированный на уровень оплаты в крупных медицинских центрах, и компенсировать разницу за счёт федерального бюджета. Только такой подход может обеспечить справедливость и снизить отток кадров из регионов.

Однако на данный момент федеральный бюджет не готов к таким масштабным трансфертам. Даже в докризисные годы такие расходы были бы значительной нагрузкой на финансирование.

Сейчас, на фоне продолжающихся внешних и внутренних вызовов, роста социальных обязательств и перераспределения ресурсов, вопрос о выделении дополнительных средств на выравнивание зарплат медиков становится крайне сложным с финансовой точки зрения.

Именно это объясняет отсутствие публичной информации.

Вероятно, Минздрав и Минтруд осознают, что текущая концепция не реализуема в существующих условиях. Она либо требует значительных бюджетных вложений, которых нет, либо рискует стать формальной реформой — с отчётами, совещаниями и пилотами, которые так и не будут запущены.

Интересно, что о выполнении «майских указов» — в которых ставилась задача довести зарплаты врачей до 200% от средней по экономике — в официальных источниках давно не поступает никаких данных. Ни статистики, ни аналитики, ни публичных заявлений. Эта тема фактически исчезла из повестки.

Вывод

Система оплаты труда в здравоохранении сталкивается с рядом противоречий: между необходимостью справедливости и ограниченностью ресурсов, между централизованным управлением и региональной автономией, между цифровыми амбициями и отсутствием базовых данных.

Совещания, заявления и утечки информации из ведомств — скорее признаки поиска выхода из сложившейся ситуации, чем признаки реального прогресса.

Без прозрачных методик расчёта кадровой потребности, публичного обсуждения проектов нормативных актов, реальных пилотных внедрений и федеральной поддержки региональных бюджетов новая система оплаты труда останется нереализованной.

Медицинские работники продолжат выполнять свои обязанности в условиях дефицита кадров, высокой нагрузки и отсутствия доверия к официальным обещаниям.
Просмотров: 25 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.