В июне я обращал внимание на тревожный сигнал: отсутствие чётких данных о реальной потребности в кадрах в трёх пилотных регионах — Липецкой области, Курганской области и Республике Саха (Якутия), — где должна была начаться обкатка новой модели оплаты труда в системе государственного здравоохранения.
На тот момент Артём Наркевич, директор департамента медобразования и кадровой политики Минздрава РФ, прямо заявил: «Как лечить болезнь, не зная диагноза?» — подчеркнув, что без понимания, сколько врачей и среднего медперсонала реально нужно в каждом регионе, говорить о справедливой и эффективной системе оплаты труда преждевременно.
Это заявление, парадоксальное на фоне масштабной цифровизации здравоохранения, вызвало закономерные вопросы. Несмотря на наличие электронных регистратур, ЕМИАС, автоматизированных систем учёта коечного фонда и нагрузки врачей, до сих пор не сформирована единая методология расчёта кадровой потребности. Возникает вопрос: почему государство пытается реформировать систему оплаты труда, не имея данных о том, сколько медицинских работников требуется и какова должна быть их численность?
В июле появилась информация о движении вперёд. Вице-премьер Татьяна Голикова в ходе встречи с фракцией КПРФ заявила, что к концу июля все пилотные регионы обязаны были представить свои расчёты по финансовым последствиям внедрения новой системы. Планировалось, что на основании этих данных будет принято окончательное решение о запуске пилотных проектов.
Однако уже начался сентябрь. Ни со стороны Минздрава, ни со стороны Минтруда, ни от аппарата правительства не поступило никакой информации. Отсутствие публичных заявлений или отчётов может свидетельствовать о том, что расчёты либо не были представлены, либо оказались несоответствующими ожиданиям, либо выявили серьёзные несоответствия в данных.
Это не просто задержка. Это признак системных трудностей в концепции реформы.
Недавно в публикациях «Царьграда» появилась информация, которую стоит рассматривать как возможный вариант будущей модели — неофициальный, но логичный в контексте текущей бюджетной и региональной политики. По данным источника, Минтруд подтвердил, что зарплаты медработников будут напрямую зависеть от экономического развития региона.
Предлагаемая формула выглядит следующим образом: Зарплата = Расчётная основа × Показатель сложности работы × Региональный экономический коэффициент
Разберём компоненты этой формулы.
Расчётная основа оклада — вероятно, унифицированная база, единая для всей страны. Может составлять 25–30 тысяч рублей для среднего медперсонала и 40–50 тысяч для врачей без учёта стимулирующих выплат. На бумаге это выглядит как шаг к стандартизации оплаты труда.
Показатель сложности (от 1 до 4) — предположительно, замена или реформа существующих стимулирующих выплат. Он может учитывать квалификационную категорию, специальность, объём и интенсивность работы. Например, медсестра в отделении реанимации может получить коэффициент 4, а в процедурном кабинете — 2. Такой подход выглядит логичным.
Однако остаются вопросы: кто будет утверждать и контролировать эти показатели? Как обеспечить объективность оценки? Существует риск, что система станет инструментом субъективного распределения доплат.
Региональный экономический коэффициент — наиболее спорный элемент. Он формально отражает бюджетные возможности региона, но на практике может закрепить и усилить межрегиональное неравенство. Регионы с высокой налоговой базой (Москва, Татарстан, Ямал) получат высокий коэффициент, что приведёт к росту зарплат. В то же время регионы с ограниченными финансовыми возможностями (Курганская область, Ивановская область, Дагестан) получат низкий коэффициент. В результате врач с одинаковой квалификацией, стажем и нагрузкой в Москве будет получать в 2–3 раза больше, чем его коллега в Кургане.
Такая модель не решает проблему межрегионального дисбаланса, а закрепляет её.
Это может усилить миграцию медицинских работников в более благополучные регионы. Молодые специалисты будут стремиться устраиваться на работу в крупные города и регионы-доноры. Сельские медицинские учреждения и районные больницы столкнутся с ещё более острым дефицитом кадров. Регионы, уже испытывающие нехватку медицинских работников, окажутся в ухудшающихся условиях.
Для преодоления этой проблемы необходимо установить единый стандарт заработной платы, ориентированный на уровень оплаты в крупных медицинских центрах, и компенсировать разницу за счёт федерального бюджета. Только такой подход может обеспечить справедливость и снизить отток кадров из регионов.
Однако на данный момент федеральный бюджет не готов к таким масштабным трансфертам. Даже в докризисные годы такие расходы были бы значительной нагрузкой на финансирование.
Сейчас, на фоне продолжающихся внешних и внутренних вызовов, роста социальных обязательств и перераспределения ресурсов, вопрос о выделении дополнительных средств на выравнивание зарплат медиков становится крайне сложным с финансовой точки зрения.
Именно это объясняет отсутствие публичной информации.
Вероятно, Минздрав и Минтруд осознают, что текущая концепция не реализуема в существующих условиях. Она либо требует значительных бюджетных вложений, которых нет, либо рискует стать формальной реформой — с отчётами, совещаниями и пилотами, которые так и не будут запущены.
Интересно, что о выполнении «майских указов» — в которых ставилась задача довести зарплаты врачей до 200% от средней по экономике — в официальных источниках давно не поступает никаких данных. Ни статистики, ни аналитики, ни публичных заявлений. Эта тема фактически исчезла из повестки.
Вывод
Система оплаты труда в здравоохранении сталкивается с рядом противоречий: между необходимостью справедливости и ограниченностью ресурсов, между централизованным управлением и региональной автономией, между цифровыми амбициями и отсутствием базовых данных.
Совещания, заявления и утечки информации из ведомств — скорее признаки поиска выхода из сложившейся ситуации, чем признаки реального прогресса.
Без прозрачных методик расчёта кадровой потребности, публичного обсуждения проектов нормативных актов, реальных пилотных внедрений и федеральной поддержки региональных бюджетов новая система оплаты труда останется нереализованной.
Медицинские работники продолжат выполнять свои обязанности в условиях дефицита кадров, высокой нагрузки и отсутствия доверия к официальным обещаниям.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.