«Как же это все произошло
Ведь немало времени прошло
Я не научился
жить один защищать пациентов
И у меня на это пять причин... (с)»
Первая причина проста и банальна – яжеврач. В системе опознаваний по типу «свой-чужой» я идентифицирую себя и своих исключительно по цвету халата, и просто не могу вставать на сторону того, чьи плечи свободны от белых одежд. Это как в одном криминальном подмосковном городе, где частично прошло моё детство и сейчас проходят взрослые годы, в своё время местные гопники имели привычку докапываться до случайно проходящей мимо школоты – а ты из какого района? Этому явлению даже была посвящена песня одной небезызвестной группы, и один весёлый анекдот. Также предвидя шквал критики, хочу здесь абсолютно искренне добавить, что конечно же система «врач-пациент» не может рассматриваться как система «свой-чужой», ибо если пациент – чужой для врача, то этот врач – плохой врач.
Но приведённое выше, наверное, не особо многое объясняет. Тут скорее следует рассказать, почему я вообще врачом стал. И выделить здесь главный момент – я всю свою жизнь был окружён (да почему собственно был – и сейчас тоже) самыми разными врачами и медсёстрами, начиная как сын своей матери, которая конечно же – врач, так и заканчивая как пациент – в детстве очень долго и тяжело болел, не вылезая с больничных коек. Плюс поскольку отец был военным, то очень много приходилось ездить по стране, менять места жительства, и очень часто была такая схема – мы приезжаем на новое место службы отца, мама тут же устраивается работать в местную больницу, отцу служебное жильё какое-то время не выдают, и мы всей семьёй живём…правильно! У мамы в ординаторской))))
В итоге белый халат настолько сильно втемяшился в моё впечатлительное детское сознание, что жизни без него я уже не представлял, равно как и то, что буду выступать когда-нибудь против людей, одетых в эти белые халаты.
Причина номер два – это тотальное отсутствие уважение к медицинскому работнику. Сразу скажу здесь – я полностью разделяю тезис о том, что среди врачей, медсестёр и иже с ними есть много людей, которых уважать собственно не за что, хотя бы за их отношение к пациенту по типу того, что было описано выше. Но в своей врачебной практике, а это более 10 лет работы врачом на линейной бригаде скорой медицинской помощи я больше сталкивался именно с проявлением неуважения одних людей, к другим людям, которых они позвали к себе на помощь. И не кран там починить, ни колесо поменять – а здоровье своё спасти, а иногда – и жизнь. И всегда на ум приходили следующие размышления – мол, когда пожарные приезжают дом тушить, ни у кого и в мыслях нет же попросить их, например, бахилы одеть, либо хамить им, высказывать что-то – сразу всё как-то обычно понятно становится.
А врачам – хамили… Причём тогда, когда они этого хамства не заслуживали. Врачей оскорбляли, избивали, писали на них жалобы, унижали и… тем кто делал всё сходило с рук. А что с пациентов-то ведь взять – больные же люди, говорили те же правоохранители часто… Я, кстати тоже отчасти с этим тезисом согласен, но пишу здесь больше про некое имеющееся социальное неравенство врача и пациента в контексте вопроса, ставшего причиной данной публикации. Можно возразить, и сказать, что такое отношение не только к врачам, но и к например педагогам. Конечно. Только не про защиту\незащиту педагогов здесь идёт речь. И ещё добавлю, что конечно же дело не только во врачах и пациентах, но и ещё в тех процессах, которые происходят в обществе, но лично я эти процессы более часто наблюдал в системе «врач-пациент» - вот так и появилась вторая причина...
Третья причина отчасти есть продолжение причины номер два – это различные социальные гарантии и права. Которых слишком много у пациентов и для пациентов, и слишком мало у врачей. Начиная от права на «бесплатную» медицинскую помощь, и заканчивая правом на обращение в различные инстанции. Плюс – весьма специфичная система правоприменения. В настоящее время есть чёткая тенденция, когда пациенты, сталкиваясь с тем что определённые обещанные им гарантии не выполняются – пытаются обвинить в их неисполнении медицинские организации и конкретных врачей. Причём имея для этого все инструменты – начиная от подачи банальной жалобы и заканчивая обращениями в суд и в СК РФ, и практически не неся никакой ответственности.
То есть, фактически – если кто-то чем-то при оказании ему медицинской помощи недоволен, то ему достаточно показать пальцем, чтобы записать врача и медорганизацию в разряд виноватых, и при этом совершенно не важно – виноваты они на самом деле или нет..
А дальше, если «виновата» медицинская организация – то ей в рамкакх гражданского процесса предстоит доказывать, что она не верблюд – причём с минимальными шансами на успех. Я твёрдо убеждён в том, что юрист выступающий на стороне пациента и проигравший суд должен либо сделать себе сэпукку, либо в добровольном порядке сдать диплом туда, где он его взял. Гражданский процесс для защитников пациентов сейчас стал настолько лёгким, что участвовать в этом действе как-то совсем не спортивно для спортсмена по жизни, коим является Ваш покорный слуга.
Если же виноват доктор, то там в силу закона машина гособвинения будет долго и нудно крутить направо и налево всеми шестеренками, пытаясь доказать вину врача, а врач…как правило не будет иметь квалифицированной защиты, потом как «врачебные дела» достаточно сложны для адвокатов, не специализирующихся на медицинских делах и выбрать неправильную тактику защиты там раз плюнуть. А те, кто специализируются – стоят для рядового врача недёшево.
И даже несмотря на то, что скорее всего либо уголовное дело закроют, либо прекратят уголовное преследование до вынесения приговора суда в связи с истечением сроков давности – нервов у доктора это попортит изрядно, особенно если защиты нормальной нет. А её, как правило и нет. Даже если она по факту есть. Парадокс, однако.
Причина номер четыре – это социальная справедливость, а вернее – её отсутствие. На самом деле, про справедливость напишу отдельный пост о том, что в моём понимании это за зверь такой. А сейчас – немного о другом. Я просто считаю ненормальной от слова «совсем» схему, когда пациент, обращаясь с иском к бюджетной медицинской организации, выигрывает довольно большую сумму, которая медицинская организация вынуждена выплачивать из тех же средств, которые идут на лечение других пациентов и выполнения соответствующих социальных гарантий для других граждан. Процитирую здесь ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
В настоящее время эта статья нарушается имеющимся способом реализации права пациента на получение компенсации морального вреда путем взыскания на основании судебного решения средств с медицинской организации с тех же счетов, на которых находятся деньги для реализации обязательств медицинской организации по оказанию медицинской помощи неограниченному кругу граждан. Причём со стороны государства нет даже намёка на выделение специальных средств на эти цели.
И если пациенту на эти ньюансы плевать, и это на мой взгляд – вполне себе нормальное явление, а понимающим всё юристам, представляющим интересы пациента очень удобно прикрыться тезисом – дескать извините, но эта наша работа (что, не очень нормально на мой взгляд), то лично я считаю эту ситуацию абсолютно бредовой и ненормальной и в этом балагане принимать участие как инициатор подобных процессов, нарушающих права других граждан по смыслу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ – не желаю и не собираюсь!
Я иногда задумываюсь над тем, а мог бы я защищать пациентов, если бы медицина была по большей части платной и соцгарантии в сфере здравоохранения были бы минимальны. И отвечаю – наверное смог бы, если…не первые три и последняя, пятая причина!
А пятая причина, пожалуй – самая удивительная. Дело в том, что несмотря на большой объём имеющейся у меня юридической практики и ночёвок в судах я….практически ею не зарабатываю. Основной род моей трудовой деятельности – образовательный процесс в сфере здравоохранного права. А практика – это скорее и как некое хобби, и как способ не превратиться в унылого старца-теоретика + трудовая функция в соответствии с трудовым договором в той организации, где я работаю в качестве юрисконсульта. А организации, где по трудовому договору защищают пациентов- пока ещё не придумали, но это не точно))
Как-то так.
Надеюсь, что на поставленный вопрос я ответил. Но если что-то осталось непонятным – спрашивайте! Готов дополнить свой ответ!