Федеральное бюро МСЭ – третейский судья?

01.02.2013 05:42
6746

Оригинально: Правительство РФ делегировало подготовить ответ самому монополисту

На предложения Центра медицинского права Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву по поводу монополизма системы учреждения медико-социальной экспертизы получен ответ от самого федерального бюро. Он выдержан в духе «Пчелы против меда».

Ответ на обращение управляющего Центра медицинского права Панова А.В. к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
           

Ответ на обращение управляющего Центра медицинского права Панова А.В. к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.

   

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБУ ФБ 1У1СЭ Минтруда России)
ул. Ивана Сусанина 3, Москва, 127486
Тел. 8 (499) 487-57-11; 488-40-70; факс 8(499)487-81-81

Общество с ограниченной
ответственностью
«Центр медицинского права»
Управляющему А.В.Панову
ул. 20 Партсъезда, д. 51, офис 4, г. Омск, 644053

 

Уважаемый Алексей Валентинович!

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Федеральное бюро) в связи с Вашим письмом от 06.12.2012 за № 220, поступившим на рассмотрение из Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросам «монополизма», «коррупции системы МСЭ» и предложения о внесении изменений в законодательство, регламентирующего порядок и условия признания граждан инвалидами, а именно: для проведения судебной медико-социальной экспертизы по ходатайству гражданина, возможности привлечения судебных экспертов, не работающих в системе государственной службы медико-социальной экспертизы.

С учетом действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых документов, регламентирующих порядок организации и деятельность федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы разъясняем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ(в редакции Федеральных законов от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ) в Российской Федерации определены следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется

федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 181-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) законодатель определил, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ также регламентировано, что «степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Действовавший ранее и действующий в настоящее время «Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» изданы во исполнение требований части первой статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на основании пункта 5.2.100.33 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321.

В настоящее время полномочия по определению порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы предоставлена Минтруду России на основании пункта 5.2.106 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.

Из содержания приведенных норм следует, что высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации наделил Главные бюро субъектов Российской Федерации и Федеральное бюро компетенцией по предоставлению гражданам услуг по медико-социальной экспертизе.

Судебная медико-социальная экспертиза по вопросам определения группы инвалидности, причины, сроков, степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в технических средствах реабилитации и другие вопросы медико-социальной экспертизы согласно выше названным законодательным и нормативным правовым актам медико-социальную экспертизу полномочны проводить только учреждения медико-социальной экспертизы, где имеется полный состав специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог, специалист по реабилитации.

Согласно Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07 июля 2009 года № 415н для врача по специальности - медико-социальная экспертиза предъявляются требования о наличии дополнительной подготовки - ординатура по специальности "медико-социальная экспертиза" или профессиональная переподготовка по специальности "медико-социальная экспертиза".

Судя по Вашему письму и информации, размещенной на Вашем сайте в интернете, возглавляемое Вами ООО "Центр медицинского права" (далее «Центр») не является федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Количественный состав специалистов «Центра», дающих заключение по вопросам судебной медико - социальной экспертизы не отвечал ранее и не отвечает в настоящее время требованиям пункта 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе, психолога, специалиста по реабилитации).

Анализ судебной практики свидетельствует, что в большинстве случаев, в рамках действующего законодательства по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, суды выносят определения о назначении судебной медико-социальной экспертизы, проведение которой поручают Федеральным казенным учреждениям медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Федеральное бюро).

Ваше умозаключение о «монополизме в системе медико-социальной экспертизы» ошибочно и некорректно, поскольку законодатель определил полномочия высшего Федерального бюро, как «третейского суда», осуществляющего контроль за экспертными решениями учреждений медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации.

По вопросу «коррупции в службе» разъясняем, что за весь период существования Федерального бюро (ранее Центральный институт экспертизы и трудовой реабилитации инвалидов) не наблюдалось и не фиксировались случаи коррупции.

По вопросу приведенных Вами в письме примеров «коррупции» в учреждениях медико-социальной экспертизы отдельных субъектов Российской Федерации поясняем, что коррупционная составляющая определяется, как правило, человеческим фактором, что не исключает ее наличие в ООО «Центр медицинского права».

Учитывая, что ООО «Центр медицинского права», оказывает только платные услуги в соответствии с прейскурантом цен, имеющемся на сайте, исключить коррупционную составляющую в принимаемых экспертных решениях, не представляется возможным.

По нашему мнению, законодатель правильно определил полномочия всех трех ступеней учреждений медико-социальной экспертизы.

Врио руководителя-главный федеральный эксперт
по медико-социальной экспертизе
доктор медицинских наук
М.А.Дымочка

Комментарии: