Граждане должны получить дополнительные процессуальные права в судебных спорах с системой государственной службы МСЭ
В связи с огромным количеством жалоб и огромным числом недовольных инвалидов Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев дал поручения, чтобы после их выполнения медико-социальная экспертиза стала более объективной.
Центр медицинского права решил внести свой вклад в объективизацию работы государственной службы медико-социальной экспертизы.
Мы намерены направить ряд обращений со своими предложениями. Это первое.

Обращение управляющего Центра медицинского права Панов А.В . к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
103274, Москва, Краснопресненская наб., 2
Дом Правительства
Председателю Правительства Р.Ф.
Медведеву Д.А.
Исх. № 221 от 07.12.12 г.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На Вашей встрече в Московском государственном гуманитарно-экономическом институте, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья и при проведении совещании по трудоустройству инвалидов от 22 ноября 2012 года студентами, а в последствии и Вами поднимался вопрос непрозрачности работы государственной службы медико-социальной экспертизы, в том числе и в части субъективности критериев, при которых работники медико-социальной экспертизы признают граждан инвалидами.
По нашему мнению в настоящее время сложилась абсолютная монополизация деятельности службы МСЭ: обжалование решений медико-социальной экспертизы в досудебном порядке проводится в самой системе службы МСЭ.
При судебном порядке обжалования установление обстоятельств по данным искам (обжалование решений МСЭ) требует специальных познаний, соответственно суды первой инстанции назначают проведение судебной медико-социальной экспертизы в абсолютном большинстве случаев в той же системе учреждений медико-социальной экспертизы, но лишь расположенных в соседних регионах.
Вместе с тем нормы процессуального права позволяют назначать проведение судебной экспертизы и конкретным специалистам, обладающим специальными познаниями (ст.79 ГПК РФ).
За период 2010 – 2012 годов экспертами Центра медицинского права был проведен ряд судебных экспертиз по определениям судов первой инстанции, которые предоставляли заключения экспертов о необоснованности вынесенных решений государственной службы медико-социальной экспертизы и суды принимали во внимание именно данные заключения, положив в основу решений, но суды второй инстанции отменяли вынесенные решения по жалобам ответчиков (учреждений МСЭ) главный довод которых сводился к тому, что только учреждения МСЭ имеют право проводить подобные экспертизы. Именно данный довод, а не иные доводы (например, необоснованность экспертного вывода привлеченных специалистов) приводился в судебных постановлениях судов второй инстанции.
Таким образом, в настоящее время судебный контроль за решениями государственной службы медико-социальной экспертизы также основан на монополизме системы МСЭ. Вместе с тем монополизм деятельности учреждений медико-социальной экспертизы приводит к коррупции в этой службе (Примеры имеются в ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан, ФКУ ГБ МСЭ по Кировской области, ФКУ ГБ МСЭ по Омской области и др.)
На основании изложенного считаю, что осуществление эффективного судебного контроля за деятельностью учреждений МСЭ при соблюдении принципов независимости судебных экспертов (не из службы МСЭ) является одним из действенных инструментов, мотивирующих учреждения МСЭ выносить объективные обоснованные решения, в связи с чем п.46 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" предлагается изложить в следующем виде «Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом по ходатайству гражданина в качестве судебных экспертов могут привлекаться специалисты, не работающие в системе государственной службы медико-социальной экспертизы.
Управляющий ООО «Центр медицинского права» А.В.Панов