Независимая медицинская экспертиза разрешена с 2015 года, а нормативного акта нет

03.04.2015 09:02
1662
Управляющий Центром медицинского права Алексей Панов

Управляющий Центром медицинского права Алексей Панов написал об этом в "Народную экспертизу"

Предложение о необходимости изменений в законодательстве, способных быстро улучшить положение российских пациентов, направил в Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ "Народная экспертиза" ОНФ медицинский юрист Алексей Панов.

Первым делом Панов пишет о необходимости принятия Правительством РФ положения о независимой медицинской экспертизе. Дело в том, что 323-й федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" с января 2015 года дает россиянам право на такую экспертизу, а соответствующего положения до сих пор нет.

Между тем независимая медицинская экспертиза, считает юрист-аналитик, поможет пациентам доказывать свою правоту в досудебном порядке - избавив их самих и больницы от судебных расходов, а заодно уменьшив нагрузку на суды.

Всего в письме 17 полезных для пациентов предложений - полный текст читайте ниже.

Центр медицинского права
644029, г. Омск, ул. 19 Партсъезда 5,
Офис 2, тел. 3812-972040
www.pravo-med.ru
e-mail cmp@pravo-med.ru
исх. 23 от 26.03.15 г.

Центр независимого мониторинга
исполнения указов Президента РФ
«Народная экспертиза»
Общероссийского народного фронта

Директору Центра
Н. Николаеву

В  связи с совещанием в г. Омске,  посвященном актуальным задачам защиты прав пациентов, состоявшимся 20.03.15 считаю необходимым довести до Вас следующие предложения, направленные на защиту прав пациентов.

1. С 1 января 2015 действует ч.3 ст. 57 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Самого положения до сих пор нет. Правительству России необходимо принять соответствующее положение. 

2. С 1 января 2015 действует ч.2 ст. 64 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Критериев до сих пор нет. Минздраву России необходимо принять соответствующее положение. 

3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в настоящее время сложны для понимания рядового пациента, не дают исчерпывающего ответа - какие именно медицинские услуги (медицинская помощь) должны предоставляться бесплатно.  После принятия Территориальных программ государственных гарантий в регионах гражданам должен  предоставляться конкретный перечень медицинских услуг предоставляемых  бесплатно  по единой форме, утвержденной Минздравом России,

4. Необходимо запретить оказание платных медицинских услуг бюджетным учреждениям здравоохранения (федеральным, региональным, муниципальным), т.к. в настоящее время имеется стойкая тенденция увеличения объема платных медицинских услуг (по данным Счетной палаты России за 2014 год) данными бюджетными учреждениями.

 5. Следует принять закон о страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами (аналог ОСАГО), что отвечает интересам пациентов и медицинских организаций. Первый законопроект был разработан еще в 2010 году.

6. Отсутствуют статистические данные о случаях ненадлежащего оказания медицинской помощи по медицинским организациям, регионам, Российской Федерации в целом и тех последствиях, к которым они приводят (смерть, инвалидность, вред здоровью).  Необходимо аккумулирование подобных данных, в том числе, из Бюро судебно-медицинской экспертизы регионов с последующим публичным оглашением. 

7. В рамках создания государственной системы контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций  Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения следует переподчинить напрямую Правительству России (как это сделано в отношении Роспотребнадзора).   

8. Требуется разработка экономических, социальных,  правовых и иных мер, мотивирующих граждан заботиться о своем здоровье.

9. Необходимо изменить правой статус средств обязательного медицинского страхования, получаемых медицинскими организациями частной формы собственности  после оказания услуг,  при надлежащем качестве - снять все ограничения по их использованию.

10. Граждане должны иметь право использовать средства ОМС для расчетов за платные медицинские услуги в частой системе здравоохранения.

11. На сайтах Минздрава России, Росздравнадзора и его территориальных органов, Федерального фонда ОМС, Территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций ежемесячно должна публиковаться информация об обращениях граждан (жалобах, заявлениях, предложениях) в отношении медицинского обслуживания и результатах их рассмотрения. 

12. В соответствии с п. 61  Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации при выявлении фактов некачественного оказания медицинской помощи или нарушения прав пациентов должны обязательно информировать об этом граждан.

13. Функции защиты прав потребителей медицинских услуг в сфере охраны здоровья передать от Роспотребнадзора в ведение Росздравнадзора в силу специфики медицинской деятельности.

14. Следует начинать работу по изменению правового статуса врачей: из работающих по трудовому договору в субъекта гражданских отношений, имеющих статус индивидуальных предпринимателей.   

15. В связи с несовершенством механизмов финансового контроля, позволяющим медицинским организациям предъявлять к оплате за счёт средств обязательного медицинского страхования реестры за медицинские услуги оказанные гражданам, ранее оплатившим те же самые услуги за счёт личных средств (в порядке предоставления медицинской организацией платных услуг), возложить персональную ответственность на руководителей медицинских организаций за ежемесячную сверку реестров со списками граждан получивших платные медицинские услуги.  

16. Страховым медицинским компаниям принимать к оплате реестры только после сверки с внебюджетными отделами медицинских организаций на предмет исключения случаев «двойной» оплаты медицинских услуг (за счет граждан и по ОМС).

 17. В целях совершенствования оказания медицинской помощи гражданам привести деятельность врачебных комиссий медицинских организаций в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» заместитель главного врача по клинико-экспертной работе должен быть освобожден от совмещений и заниматься исключительно экспертной деятельностью (контролем качества и безопасности медицинской деятельности).

Управляющий ООО «Центр
медицинского права»

Панов А.В.


Комментарии: