Внести изменения в закон об ОМС выгодно государству

08.04.2016 09:55
1226
Алексей Серебряный

Председатель отделения «Деловой России» Алексей Серебряный рассказал порталу Право-мед.ру, как его поправки к законам устроят реальную конкуренцию больниц за пациента

Настоящие битвы за госзадание разворачиваются сейчас в регионах России. Частные клиники, которым не дают объемов работы по ОМС, судятся и с комиссиями ТФ ОМС по их распределению, и со страховщиками - чтобы оплатили медуслуги, уже оказанные пациентам с полисами.

Прекратить эти разборки можно, изменив законодательство в сфере здравоохранения. Такие поправки предлагает председатель отраслевого отделения по медуслугам общественной организации «Деловая Россия» Алексей Серебряный. Порталу Право-мед.ру он рассказал, что следует изменить в действующей системе здравоохранения на благо пациентов и клиник.

- Алексей Евгеньевич, а без поправок в законы разбирательства частных клиник с терр.фондами ОМС, страховыми медицинскими компаниями не прекратятся?

- Ну а как они прекратятся, если сейчас объемы работ по ОМС распределяют комиссии, в составе которых руководители региональных минздравов и ЛПУ? Они заинтересованы в получении объемов работ (а значит, и финансирования) для своих подведомственных поликлиник и стационаров. Частные клиники для них – конкуренты. А кто конкуренту добровольно отдаст свой заработок?

- Что же следует изменить?

- Во-первых, систему получения пациентами с полисами ОМС медпомощи. Сейчас, согласно ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», пациент для получения первичной медико-санитарной помощи может выбрать поликлинику не чаще, чем один раз в год, а в ней врача – тоже раз в год.

- На деле это зачастую означает, что пациент прикреплен к своей участковой поликлинике, которую вовсе не выбирал, и томится там в очередях…

- К сожалению, так. Мое предложение: в любой момент, когда понадобилась медпомощь, пациент с полисом ОМС может выбрать любое медучреждение (бюджетное или частное) на всей территории России и врача в нем (с учетом согласия этого доктора).

- То есть, к примеру, житель Урала может приехать в Москву, явиться в известную частную клинику или федеральный медцентр и получить там медпомощь по ОМС?

- Смотрите, Вы можете купить один и тот же глазированный сырок в разных магазинах по разной цене. Кто-то покупает его по минимальной цене, а кто-то - дороже. Люди платят эту надбавку к минимальной цене, поскольку взамен что-то получают. Это может быть нематериальное, но значимое для человека приобретение. Например, вид магазина не как склада, где товар в ящиках и в коробках, отсутствие очереди, более симпатичный интерьер. Что такое тариф ОМС? Это обязательство государства оплатить вам глазированный сырок по минимальной цене. Хоте купить его дороже? Доплатите разницу. То есть часть цены, равную минимальной, Вы оплатите полисом ОМС, а сверху - за свой счет. Конституционное обязательсво по бесплатному лечению остается, оно трансформируется для удобства пациента.

Это следующая поправка в ФЗ-323: гражданин может получить медпомощь за пределами своего региона, при необходимости доплатив разницу в тарифе медуслуги по ОМС. Тариф этот состоит из двух частей: базовой и региональной, которую доплачивает бюджет каждого региона. Понятно, что есть регионы богатые, есть бедные, поэтому региональная составляющая тарифа отличается. Эту разницу пациенту с полисом ОМС придется компенсировать из своего кармана – если он на это согласен.

- Ну а вдруг доплата ему не по средствам?

- Можно поискать больницу в другом регионе, с меньшей разницей в тарифах. Скорее всего, она будет государственной. Их же численно на порядки больше, чем частных. Главное, что за пациента начнется конкуренция, а это для него благоприятно.

- Если конкуренция начнется между частными, бюджетными больницами, пациенты ведь могут массово рвануть в частные. Там нет таких очередей, комфорт. Или, к примеру, в федеральные медцентры других регионов…

- Все не рванут. Есть и бюджетные больницы хорошие. И зачем куда-то ехать, если рядом все устраивает? А вот если больница плохая, главврачу нужно начинать конкурировать. К примеру, в Москве сейчас система как абонемент в бассейне. Человек прикреплен к поликлинике и город за него за год вперед заплатил определенную сумму. Деньги уже получены. В чем интерес медучреждения? По-видимому, сократить расходы. То есть принимать уже поменьше пациентов, устроить очереди. Это естественно при подобной системе. А вот если человек в любой момент будет иметь право выбора медучреждения, тогда и начнется конкуренция. Медперсонал научится, наконец, улыбаться, перестанет хамить. Потому что будет слышать от главврача: «Ты пациенту нагрубил? Он к нам больше не придет. Еще раз такое повторится – уволю».

- Похожая система выбора пациентом медучреждения во многих странах. В той же Германии…

- Да. Но я не предлагаю брать модели здравоохранения других стран, потому что в каждой свои особенности. У нас есть своя действующая система, надо просто внести изменения.

- Как в таком случае распределять объемы госзадания?

- Согласно моим поправкам к ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», терр.фонды ОМС автоматически включают в реестр клиники ( и бюджетные, и частные), которые заключили с пациентами договора на оказание медпомощи по ОМС. А страховые медорганизации с течение трех дней с даты подписания каждого договора передают эту информацию в ТФ ОМСы. После чего оплачивают клиникам эту медпомощь.

- Все так стройно, логично…

- И выгодно государству. Потому что уменьшатся очереди в бюджетных больницах, сократятся жалобы пациентов. Если медпомощь оказана качественно, своевременно, не понадобится трат на дальнейшее дорогостоящее лечение, выплаты по инвалидности. Сэкономлены будут крупные суммы.

- А как быть с жалобами частных клиник на то, что не имеют права по своему усмотрению тратить заработанные по ОМС деньги?

- Ограничения (на что можно, на что нельзя расходовать средства ОМС) нужны для бюджетных медучреждений. А частники, конечно, должны сами решать, на что тратить свой доход: выдать ли сотрудникам зарплаты, починить ли крышу… На самом деле проблема решается просто, поправкой в одно предложение к перечню ограничений в ФЗ-326: «не распространяется на частные медорганизации».

- Теперь самое главное: будут ли приняты ваши поправки?

- Очень на это надеюсь. Мы их лоббируем, встречаясь с чиновниками, депутатами. Иногда нам отвечают: мол, частные клиники ненадежны, оттянут на себя большой объем работы и закроются. На это отвечаем, что частники заинтересованы в долговременной работе: многим уже по 5-7 лет, и закрываться не собираются. Так что будем предпринимать дальнейшие усилия. Вода камень точит…

Поправки в закон об ОМС сравнение редакций 2014-06-19
(формат PDF, 280 Kb)

Поправки в закон об основах охраны здоровья граждан сравнение редакций 2014-06-19
(формат PDF, 224 Kb)

Комментарии: