Нормы об охране здоровья, содержащиеся в иных нормативных правовых актах Российской Федерации, не должны противоречить нормам Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ
Согласно изменениям в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь на основе клинических рекомендаций должна оказываться с 1 января 2022.
Вместе с тем ряд нормативных правовых актов:
- Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.03.2019 № 173н
и ряд других содержат положения, из которых вытекает применение клинических рекомендаций уже в настоящее время.
Данное противоречие правового регулирования применения клинических рекомендаций стало темой обсуждения членов сообщества Право-мед.ру Алексея Панова, Дмитрия Гаганова и Николая Попенко в рамках видеоконференции.
Дмитрий Гаганов противоречий в законодательстве не видит. Он считает, что имеет место поэтапность внедрения клинических рекомендаций. Есть «старые» - разработанные ранее и утвержденные клинические рекомендации, которые являются действующими, а есть «новые» - которые должны пройти процедуру (стадии) разработки и утверждения, предусмотренную Федеральным законом от 25.12.2018 N 489-ФЗ и подзаконными нормативными правовыми актами.
Если «новая» клиническая рекомендация прошла необходимую процедуру и размещена в рубрикаторе клинических рекомендаций, то она становится обязательной для применения.
Николай Попенко также акцентировал внимание на переходном периоде применения клинических рекомендаций и считает, что значимых противоречий в правовом регулировании на данный момент нет, но существует проект нового приказа ФФОМС «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», который содержит отсылку на применение клинических рекомендаций.
С его введением в действие у медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появятся проблемы по наложению на них штрафов, если медицинская помощь оказывалась в противоречии с клинреками. Вот тогда станет актуальной проблема противоречий законодательства и к ним будет привлечено внимание. Разрешить ее можно достаточно просто. Рецепт содержится в ч.2 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ : Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, … не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Алексей Панов считает, что есть противоречие: в силу принципа иерархии нормативных правовых актов положения постановлений Правительства, приказов Минздрава России не могут идти в разрез с содержанием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Таким формулировкам как: «учитываются клинические рекомендации», «на основе клинических рекомендаций», «в соответствии с клиническими рекомендациями» не место в Постановлениях Правительства и приказах Минздрава России. Они только усложняют (запутывают) правовое регулирование медицинской деятельности.
Также был обсужден вопрос: как поступать при таком правовом регулировании медицинским организациям? Ответ на него и подробности обсуждения в видео.