Приморский краевой онкологический диспансер оспорил акт проверки ТФОМС на 800 000 рублей

03.12.2019 00:39
295

В целях предоставления медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи медицинские организации вправе учитывать в тарифах на оплату медицинской помощи средства на оплату диагностических и (или) консультативных услуг по гражданско-правовым договорам

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края провел комплексную проверку использования средств, полученных государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Приморский краевой онкологический диспансер» на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования с целью предупреждения нарушений норм, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 и на основании акта проверки от 8 апреля 2019 года выставил требование о возмещении средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению в общей сумме 2 149 102 руб. и штрафа в сумме 220 333 руб.

Медицинская организация обратилась в арбитражный суд о признании недействительным в части данного акта комплексной проверки в сумме 1 656 551 рубль:

- на выплату заработной платы врачам-торакальным хирургам в размере 595 755 руб.;

- на приобретение лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП в 2018 году, с превышением уровня предельных отпускных цен организаций оптовой торговли на сумму 860 795 руб.;

- на оплату услуг по транспортировке трупов умерших пациентов в патологоанатомическое отделение на сумму 200 000 руб.

а также штрафа, исчисленного в размере 10 процентов от указанных сумм.

Рассмотрев представленные доказательства суд установил, что при отсутствии лицензии на соответствующий вид услуг согласно тарификационным спискам и трудовым договорам, должность врача торакального хирурга была укомплектована внешними совместителями, имеющими сертификаты по специальности «торакальная хирургия», привлекаемыми онкодиспансером из других медицинских организаций на основе трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

Из разъяснения по вопросу структуры тарифа Минздравом России в письме от 12.12.2014 №11-9/10/2-9388 следует, что в целях предоставления медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи медицинские организации вправе учитывать в тарифах на оплату медицинской помощи средства на оплату диагностических и (или) консультативных услуг по гражданско-правовым договорам.

Нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Кроме того, учреждение здравоохранения к оплате объемы оказанной медицинской помощи по профилю «торакальная хирургия» не предъявляло.

Доказательств того, что затраты в 595 755 руб. не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, ТФОМС не представлено.

Суд также не признал правомерными выводы терфонда ОМС о том, что в проверяемом периоде медицинской организацией были произведены расходы из средств ОМС, не предусмотренные Территориальными тарифными соглашениями на оплату услуг по транспортировке трупов умерших пациентов в патологоанатомическое отделение на сумму 200 000 руб. на основании заключенных договоров с транспортной организацией.

Государством гарантируется бесплатная транспортировка и хранение в морге трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях. Вместе с тем ни в федеральном законодательстве, ни в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не названы источники финансирования транспортных расходов по транспортировке в патологоанатомическое бюро (отделение) трупов умерших в медицинских организациях пациентов.

Согласно статье 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в частности, расходы на оплату транспортных услуг.

Обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях онкодиспансера в патологоанатомическое отделение законодательно отнесена на учреждение здравоохранение, такие расходы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего в себя диагностику заболеваний. В свою очередь составной частью диагностики заболеваний является паталого-анатомическое исследование. При таких обстоятельствах вывод Территориального фонда о нецелевом расходовании 200 000 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования является не верным.

Суд согласился с тем, что бюджетное учреждение здравоохранения произвело закупки ЖНВЛП по ценам, превышающим предельно зарегистрированные отпускные цены оптовой торговли на общую сумму 860 795 рублей, тем самым допустив нецелевое расходование средств ОМС, поскольку при проведении закупок не было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами», а к участникам, являющимся производителями лекарственных средств - лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.

Довод медицинской организации о том, что в рассматриваемой ситуации возможно предполагать только несоблюдение принципа эффективного расходования средств из ОМС, ответственность за которое действующим законодательством не установлена, судом был отклонен как противоречащий положениям ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом суд признал недействительными акт комплексной проверки в части выводов о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в общем размере 795 755 руб. В удовлетворении заявления в остальной части было отказано.

Решение не вступило в законную силу.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle