Омский арбитраж не согласился с требованиями ТФОМС о взыскании более 1 млн. рублей с больницы

09.07.2020 00:35
553

Детская городская больница № 4 полностью обосновала целевое использование средств ОМС на отопление помещения молочной кухни, которое использовалось как склад

Территориальный ФОМС Омской области обратился с заявлением в арбитражный суд, в котором просил взыскать с БУЗ «Детская городская больница № 4» 1 362 418 рублей, потраченных не по целевому назначению за счет средств ОМС. Из них:

  • 926519 рублей за нарушения, выявленные по акту проверки от 17 февраля 2017 года, вместе со штрафом 10%;
  • пени по данной задолженности 240 701 р.;
  • 161901 рубль за нарушения, выявленные по акту проверки от 1 сентября 2017 года, включая штраф 10%;
  • по вышеозначенной задолженности пени 33297 р.

Ответчик возражал против удовлетворения требований, ссылался, в частности, на пропуск срока исковой давности.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

  • по акту проверки от 17 февраля 2017 года был выявлен ряд нарушений использования средств ОМС, в том числе по вопросам выплаты заработной платы в отсутствие действующих сертификатов, по затратам на отопление недействующего здания детской молочной кухни и иные отступления;
  • заключительная часть акта проверки содержала требование о восстановлении в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению, с учетом штрафных санкций в течение 10 рабочих дней – до 06.03.2017;
  • по данной проверке больница направляла в ТФОМС разногласия, которые приняты не были;
  • больнице неоднократно направлялись претензии о возврате 926519 рублей, затраченных не по целевому назначению и выявленных в ходе данной проверки, которые были оставлены медорганизацией без удовлетворения;
  • в соответствии со ст. 196 ГК срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;
  • БК РФ не содержит положений, исключающих распространение исковой давности на рассматриваемые отношения;
  • ч. 3 ст. 202 ГК РФ предусмотрено, что если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры;
  • днем, когда ТФОМС узнал или должен был узнать о нарушении своего права, следует считать дату изготовления акта проверки – 17.02.2017, а течение срока давности приостанавливалось на 10 рабочих дней, предусмотренных законом для возврата использованных не по целевому назначению средств, то есть, до 06.03.2017;
  • претензионный порядок действующим законодательством для данной категории отношений не установлен, поэтому факт направления ТФОМС больнице претензий в данном случае не приостанавливает течение срока исковой давности;
  • таким образом, срок давности по требованиям о возврате средств, использованных не по целевому назначению в соответствии с актом проверки от 17.02.2017, истек по правилам статей 192 - 193 ГК РФ 10 марта 2020 года, в то время как заявление фондом подано 23 марта 2020 года;
  • в связи с истечением срока давности не подлежат взысканию также штрафы и пени в связи с нарушениями, выявленными 17.02.2017;
  • по акту проверки от 1 сентября 2017 года выявлены нецелевые расходы на отопление здания молочной кухни, которая включена в структуру больницы;
  • по смыслу п. 47 и 54 Территориальной программы ОМС в Омской области, расходы на отопление в части оказания вида услуг, аналогичного услугам молочных кухонь, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет средств ОМС;
  • вместе с тем, ТФОМС не учел, что после открытия Центра питательных смесей в Омске, данное здание не использовалось как пункт выдачи молочной продукции, о чем Департаментом здравоохранения местной администрации был издан соответствующий приказ, здание использовалось как временный склад медицинских изделий и стройматериалов, в подтверждение чего больницей представлены пояснения и доказательства;
  • перечень видов нецелевого использования средств ОМС установлен п. 104 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2017 год;
  • акт проверки от 01.09.2017, вопреки требованиям пункта 23.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС, утв. Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73, не содержит выводов о нецелевом использовании средств (в части ли завышения объемов использованных средств или в части их использования на вид медицинских услуг, не предусмотренный Программой) с подтверждающими такие выводы первичными и отчетными документами.

На основании вышеизложенных выводов арбитражный суд решил отказать в удовлетворении требований фонда в полном объеме.

Решение в законную силу не вступило.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle