МСЧ «Строитель» частично оспорила требование ТФОМС о возврате средств ОМС

12.09.2024 00:34
698

Отсутствие временных ограничений периода, за который проводится проверка, не должно влечь нарушения разумных ожиданий учреждения относительно последствий осуществления деятельности

4 сентября суд огласил решение по иску, инициированному областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть «Строитель» к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования.

Проверка охватывала период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года.

 В результате ТФОМС выявил нецелевое использование средств ОМС в размере 1 210 191 руб.:

  • 2017 год - в размере 319 471 руб. в том числе 187 466 руб. направленные на оплату расходов, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (услуги по уничтожению наркотических лекарственных средств, используемых для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях); 11 770 руб., направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (размещение отчетов и официальных документов в газете, изготовление технического паспорта здания и технического плана, кадастровые услуги); 35 443 руб., направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (выплата работникам материальной помощи); 84 792 руб., направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу);
  • 2018 год – в размере 176 876 руб., в том числе 60 000 руб. направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (размещение отчетов и официальных документов в газете, изготовление технического паспорта здания и технического плана, кадастровые услуги); 35 443 руб., направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (выплата работникам материальной помощи); 81 433 руб., направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу);
  • 2019 год – в размере 97 076 руб., направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу);
  • за 2020 год – в размер 226 394 руб. , включая 15 114 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (размещение отчетов и официальных документов в газете, изготовление технического паспорта здания и технического плана, кадастровые услуги); 103 410 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (выплата работникам материальной помощи); 107 869 руб. - средства, направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу);
  • за 2021 год. – в размере 163 386 руб включая 15 961 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (размещение отчетов и официальных документов в газете, изготовление технического паспорта здания и технического плана, кадастровые услуги); 36 283 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (выплата работникам материальной помощи); 111 141 руб. - средства, направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу);
  • за 2022 год в размере 226 985 руб. включая 28 645 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (размещение отчетов и официальных документов в газете, изготовление технического паспорта здания и технического плана, кадастровые услуги); 37 018 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (выплата работникам материальной помощи); 103 392 руб. - средства, направленные на оплату расходов по виду деятельности, финансовое обеспечение которых должно осуществляться из другого источника (выплата заработной платы врачу - профпатологу); 57 928 руб. - средства, направленные на оплату расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи и не являющихся необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере ОМС (приобретение систем видеонаблюдения).

МСЧ сослалась на то, что ТФОМС не имеет полномочий в 2023 году проводить проверки за период с 2017 по 2019 годы.

Обстоятельства, установленные судом.

В статье 2 Федерального закона № 326-ФЗ указано, что законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации. В силу принципа правовой определенности, выступающего одним из элементов правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом конституционных гарантий свободы экономической деятельности, лечебные учреждения, использующие средства обязательного медицинского страхования, должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности формирования экономического источника своей профессиональной деятельности.

Отсутствие временных ограничений периода, за который проводится проверка, не должно влечь нарушения разумных ожиданий учреждения относительно последствий осуществления деятельности. 

Правовое регулирование в области публичных отношений исходит из недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер контроля, в связи с чем,  с учетом установленной Порядком проведения проверок периодичностью проведения плановых (тематических) проверок (помимо плановых комплексных проверок) не реже чем 1 (один) раз в два года, в ходе которых также осуществляется контроль за использованием средств ОМС и имеется возможность по своевременному выявлению соответствующих нарушений, осуществление комплексной проверки за период, превышающий трехлетний, является избыточным. 

Таким образом, ТФОМС не может проводиться плановая комплексная проверка без учета разумности срока, предшествующего году проведения проверки. В противном случае нарушаются принципы правовой определенности и стабильности бюджетных (внебюджетных) отношений, законности правового регулирования в области контроля. Данная позиция находит свое отражение в судебной практике.

В удовлетворении встречного иска ТФОМС в части требования о взыскании средств ОМС за 2017, 2018, 2019 следует отказать.

Арифметический расчет заявленных встречных требований учреждением не оспорен. Учитывая, что первоначально заявленные требования Учреждения о признании акта в части требований возмещения (возврата) средств ОМС за период проверки:  2017 год- в размере 319 471 руб.,  а также соответствующего указанной сумме штрафа в размере  31 947  руб.,  2018 год – в размере 176 876 руб., а также соответствующего указанной сумме штрафа в размере  17 687  руб.,  2019 год – в размере 97 076 руб., а также соответствующего указанной сумме штрафа в размере  9 707,62 руб., удовлетворено судом, встречные требования в данной части удовлетворению не подлежат, в оставшейся части средства, использованные не по целевому назначению  в размере 616 765 руб., штраф в размере 61 676 руб., соответствующие пени в размере 42 556  руб. подлежат взысканию с ОГАУЗ «МСЧ Строитель» пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области.

Решение не вступило в законную силу.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle