Общество с ограниченной ответственностью "МАФ" 19 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу N А55-21170/2015
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2015 года, в полном объеме решение изготовлено 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Холодковой Ю.Е. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максимовой В.А. рассмотрев в судебном заседании 16 октября 2015 года дело по заявлению Министерства здравоохранения Самарской области к Обществу с ограниченной ответственностью "МАФ" потерпевшая - Бородина Н.В. о привлечении к ответственности
при участии в заседании от заявителя - представитель Будаев А.А., доверенность от ООО "МАФ" - представитель Абрашитова Л.В., доверенность с участием потерпевшей Бородиной Н.В., лично
установил:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью "МАФ" за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, в судебном заседании признал факт правонарушения.
Потерпевшая поддерживает заявление Министерства здравоохранения Самарской области.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
В результате рассмотрения материалов обращения потребителя (вх. 4862 от 20.07.2015 г.) установлено, что при оказании платных медицинских услуг ООО "МАФ" по адресу места осуществлении медицинской деятельности: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 232, выявлены следующие нарушения:
- 24.02.2015 г. не оформлялось информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (обследование и лечение препаратом "Генатрен") и отказ от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в перечень Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.04.2012 г. N 390н, определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие, предусмотренное ч. 7 ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее Положение);
- врачом - гинекологом ООО "МАФ" Фроловой М.А. при осуществлении приема 24.02.2015 и 06.05.2015 не проводился осмотр молочных желез пациентке, предусмотренный Приложением N 20 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н, в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения;
- не соблюдается установленный порядок оказания платных медицинских услуг, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее "Правила"), а именно: в договоре на предоставление платных медицинских услуг от 24.02.2015 с отсутствуют:
- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа; перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты, условия предоставления платных медицинских услуг, предусмотренные п. 17 Правил, в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения.
В соответствии с п. 6 Положения указанные нарушения являются грубыми, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровья потерпевшей.
Впоследствии при присутствии представителя Общества - Абрашитовой Л.В., Министерством составлен протокол об административном правонарушении от 17.08.2015 N 46-15 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
За осуществление медицинской помощи с грубым нарушением лицензионных требований предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Согласно п. 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. "а", "б", "в(1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пунктом 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пункт "б"), соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (пункт "в"), повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет (пункт "г").
На основании ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская деятельность - профессиональная деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс
медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В числе основных принципов охраны здоровья Закон N 323-ФЗ называет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи (пункты 1, 5, 6 статьи 4).
Факт нарушения ООО "МАФ" указанных требований нормативных актов, а также то, что указанные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, установлен судом при рассмотрении настоящего дела и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 20.05.2015 года, пояснениями потерпевшей в судебном заседании, а также, фактом признания Обществом правонарушения).
Выявленные в ходе проверки нарушения признаются судом грубыми нарушениями лицензионных требований.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует о нарушении ООО "МАФ" лицензионных требований, в связи с чем, в действиях Общества присутствует и доказан состав правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выразилась в том, что оно, являясь профессиональным участником на рынке медицинской деятельности, своевременно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства. Доказательств объективной невозможности исполнения Обществом действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) ООО "МАФ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в
отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.
Указанное административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье человека.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено: выявленное нарушение посягает на право граждан на здоровье, гарантированное Конституцией РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, судом учитывается совершение правонарушения впервые, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Привлечь ООО "МАФ": 443001, Самарская область, г. Самара, ул. Садовая, 265, 1 этаж, ОГРН 1096315000352 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: получатель платежа: УФК по Самарской области (Министерство здравоохранения Самарской области) ИНН: 6315800971, КПП: 631701001, р/счет 40101810200000010001, отделение Самара, БИК 043601001, ОКТМО 36701000, КБК 70811690040040000140.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
Ю.Е.ХОЛОДКОВА