В удовлетворении заявления Департамента здравоохранения Приморского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОМЕТЕЙ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2015 г. по делу N А51-18703/2015

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2015 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Турсуновой Ю.C., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зоновой Е.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 10.01.2007)

к обществу с ограниченной ответственностью "ПРОМЕТЕЙ" (ИНН 2537066433, ОГРН 1032501808020, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.05.2003)

о привлечении к административной ответственности, при участии: от заявителя - Лазненко О.Ю. по доверенности от 12.01.2015 N 5, Ермошина Н.Г. по доверенности от 12.01.2015 N 2, от ответчика - не явился, извещен,

установил:

Департамент здравоохранения Приморского края (далее - Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОМЕТЕЙ" (далее - общество, ответчик, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 01.09.2015 N 23/15.

Департамент в судебном заседании поддержал заявленные требования, по тексту заявления указал, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили факты нарушения обязательных требований лицензии, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности". Поскольку в действиях ответчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, просит привлечь его к административной ответственности.

Ответчик в судебном заседании возражал по заявленным требованиям, пояснил, что обществом принимаются меры к устранению допущенных нарушений, просил назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМЕТЕЙ" осуществляет медицинскую деятельность, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь, на основании выданной Департаментом здравоохранения Приморского края 09.12.2013 лицензии N ЛО-25-01-001941.

При проведении в период с 05.08.2015 по 01.09.2015 на основании приказа Департамента здравоохранения Приморского края от 27.07.2015 N 18ЛОкм в отношении ООО "ПРОМЕТЕЙ" плановой проверки, Департаментом выявлены нарушения требований, установленных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, а именно установлено, что Кожухова М.А. имеет сертификат по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", и выполняет работы (услуги) по названной специальности в соответствии с должностной инструкцией, но в лицензии ООО "ПРОМЕТЕЙ" N ЛО-25-01-001941 от 09.12.2013 отсутствуют работы (услуги) "по организации здравоохранения и общественное здоровье".

Из материалов дела следует, что в ходе указанной проверки было установлено, что ООО "ПРОМЕТЕЙ" к осуществлению медицинской деятельности привлечена главный врач Кожухова Марина Анатольевна (приказ N 3 от 01.01.2008).

Кожухова М.А. имеет сертификат по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", и осуществляет трудовую деятельность в соответствии с должностной инструкцией.

01.09.2015 специалистами Департамента здравоохранения Приморского края Лазненко О.Ю., Ермошиной Н.Г. составлен акт проверки N 18ЛОкм.

01.09.2015 ведущим специалистом-экспертом Департамента здравоохранения Приморского края Лазненко О.Ю. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 23/15 и действия общества квалифицированы административным органом по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в порядке статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Суд не усматривает в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании следующего.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении,

имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальном предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Судом из материалов дела установлено, что юридическое лицо - ООО "ПРОМЕТЕЙ", имеет лицензию N ЛО-25-01-001941 на осуществление медицинской деятельности, выданную 09.12.2013 Департаментом здравоохранения Приморского края.

Согласно приложению N 1 к лицензии N ЛО-25-01-001941 при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии ортопедической; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической.

При этом вид деятельности "организация здравоохранения и общественное здоровье" в лицензии N ЛО-25-01-001941 не прописан.

Между тем, учитывая, что на момент проверки главный врач ООО "ПРОМЕТЕЙ" Кожухова М.А. имела сертификат по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", административный орган пришел к выводу об осуществлении обществом указанного вида деятельности без получения лицензии на его осуществление. С учетом изложенного административный орган полагает, что общество, осуществляя лицензируемый вид деятельности, который не указан в имеющейся у общества лицензии N ЛО-25-01-001941, осуществляет медицинскую деятельность с нарушением лицензионных требований.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации является необходимым условием для предоставления лицензии, при этом соблюдение их лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Перечень лицензионных требований, которые предъявляются к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, содержится в пунктах 4, 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях" указано, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Между тем, с учетом вышеизложенные нормативных положений суд полагает, что выявленное департаментом нарушение, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности без получения соответствующей лицензии, может указывать на наличие правонарушения, предусмотренного диспозицией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)), поскольку лицензионные требования, которые должен соблюдать лицензиат, относятся только к тем видам деятельности, на осуществление которые получена лицензия и которые в ней поименованы. Оценив представленные департаментом материалы дела об административном правонарушении суд пришел к выводу о том, что административный орган не доказал, что установленное в ходе проверки нарушение следует квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах заявление административного органа о привлечении к административной ответственности и протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного предпринимателем правонарушения.

Кроме того, согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом суд считает, что протокол об административном правонарушении не содержит четкого описания события правонарушения, а именно, не указано, какое именно условие, предусмотренное лицензией N ЛО-25-01-001941 нарушено обществом, что, в свою очередь, является нарушением требований, закрепленных в статье 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не отражает обстоятельств совершенного обществом правонарушения, вменяемого обществу по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, событие административного правонарушения не описано и не конкретизировано должным образом.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа

о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Между тем, суд полагает, что в протоколе об административном правонарушении N 2315 от 01.09.2015 не описано событие правонарушения, выразившееся в осуществление предпринимательской деятельности без специального лицензии, кроме того, собранных доказательств по делу недостаточно для рассмотрения судом вопроса и принятия решения о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая установленные судом обстоятельства, оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не имеется.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Департамента здравоохранения Приморского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОМЕТЕЙ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья

Ю.С.ТУРСУНОВА