Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна красоты" 22 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде штрафа в 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2015 г. по делу N А31-8107/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2015 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Байбородина Олега Леонидовича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панариной Л.К. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Костромской области (ИНН 4401004514, ОГРН 1024400523564) к Обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна красоты" (ИНН 4401154742, ОГРН 1144401007871) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии в заседании представителей сторон: от заявителя: Демченко З.Г. - доверенность от 19.01.2015 N 331,

от ответчика: не явился;

установил:

Департамент здравоохранения Костромской области (далее - заявитель, административный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна красоты" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требования Департамента поддержал.

Подробная позиция Департамента изложена в заявлении (л.д. 5-9).

Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило, заявленные требования не оспорило.

Оценив достаточность имеющихся в деле доказательств, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку его явка в судебное заседание обязательной не признавалась.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО "Фортуна красоты" имеет лицензию от 05.03.2015 N ЛО-44-01-000707 (л.д. 60-61) на осуществление медицинской деятельности по адресу: 156005, Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 8.

В период с 05.08.2015 г. по 18.08.2015 г. Департаментом здравоохранения Костромской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Фортуна красоты" лицензионных требований, регламентированных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" - (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), проведенной по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 8.

В ходе проверки выявлено осуществление Обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Проверяющими были выявлены следующие нарушения.

1. Нарушение пп. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология"; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 г. N 415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", которое выразилось в следующем:

- Отсутствие необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального высшего образования и сертификата специалиста у Чайниковой Ирины Николаевны, принятой в ООО "Фортуна Красоты" на должность косметолога, что подтверждается представленным трудовым договором, дипломом об образовании по специальности сестринское дело квалификация медицинская сестра, свидетельством о профессиональной подготовке о присвоении квалификации косметик 3-го разряда по профессии 13138 "Косметик";

- Отсутствие необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального высшего образования и сертификата специалиста у Свиридовой Елены Леонидовны, принятой в ООО "Фортуна Красоты" на должность косметолога, что подтверждается представленным трудовым договором, дипломом об образовании по специальности сестринское дело квалификация медицинская сестра, дипломом о профессиональной подготовке о присвоении квалификации косметик 3-го разряда по профессии 13138 "Косметик", свидетельством о повышении квалификации по циклу сестринское дело в хирургии.

2. Нарушение пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология", которое выразилось в следующем:

1) Не соблюдения стандарта оснащения кабинетов:

- врача-косметолога (отсутствует устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна); стерилизатор воздушный, суховоздушный; стойка для внутривенных вливаний).

3. Нарушение пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология", которое выразилось в следующем:

- не соблюдение ООО "Фортуна Красоты" установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Представленное Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Фортуна Красоты" не соблюдается, контроль качества медицинской помощи не проводится, журнал контроля качества медицинской помощи и протоколы экспертной оценки не ведутся.

По результатам проверки 05.08.2015 составлен Акт (л.д. 27-36), в котором отражены нарушения лицензионных требований и выдано Предписание N 29 от 18.08.2015 об устранении лицензиатом выявленных нарушений (л.д. 21-26).

По указанным фактам правонарушения административным органом 18.08.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 23, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением о привлечении ООО "Фортуна Красоты" к административной ответственности.

Общество письменный отзыв на заявление не представило.

Оценив доводы заявителя и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в

отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в грубом нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, под которыми понимается совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ).

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к данной статье Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности закрепляется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В силу пункта 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б", "в" (1) пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом подпункта "д" пункта 4, подпунктов "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология".

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 г. N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены требования, предъявляемые к уровню профессионального образования по специальности "косметология" (должности врач-косметолог).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология".

В нарушение выше указанных нормативных актов работники ООО "Фортуна Красоты" Чайникова Ирина Николаевна и Свиридова Елена Леонидовна, принятые на должность косметолога не имеют необходимого для выполнения заявленных работ профессионального высшего образования и сертификата специалиста; не соблюдается стандарт оснащения кабинета врача-косметолога (отсутствует устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна); стерилизатор воздушный, суховоздушный; стойка для внутривенных вливаний).

Согласно статье 90 Федерального закона N 323-ФЗ, органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Общие организационные и методические принципы организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности на территории Костромской области установлены приказом Департамента от 24.06.2014 N 413.

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - контроль качества) является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи. 

Порядок организации контроля качества в медицинской организации утверждается приказом руководителя медицинской организации с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания медицинской организации.

Указанный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Обществом не соблюдается, на момент проверки Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Фортуна Красоты" не соблюдается, контроль качества медицинской помощи не проводится, журнал контроля качества медицинской помощи и протоколы экспертной оценки не ведутся.

Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Департаментом доказан, что подтверждается материалам дела, не оспаривается Обществом, отражен в Акте проверки от 05.08.2015, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 23 от 18.08.2015, подтвержден представленными трудовыми договорами, документами об образовании Свиридовой Елены Леонидовны, Чайниковой Ирины Николаевны, должностными инструкциями, медицинской картой, Положением о внутреннем контроле качества.

ООО "Фортуна красоты" имеет лицензию от 05.03.2015 N ЛО-44-01-000707 на осуществление медицинской деятельности (л.д. 60-61), следовательно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно

непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

В рассматриваемом случае таких обстоятельств не установлено.

Таким образом, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Порядок соблюдения административным органом процедуры привлечения к ответственности судом проверен. Нарушений процессуальных норм не установлено. Гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлекаемому к административной ответственности, заявителем обеспечена.

В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает совершение Обществом правонарушения впервые (иных доказательств заявителем не представлено).

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В рассматриваемом случае основания для признаний правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку отсутствует такой признак, как исключительность случая.

Кроме того, суд учитывает, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда и здоровью граждан.

Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда.

Обществом не заявлено доводов, не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, требование Департамента о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ обоснованно и подлежит удовлетворению.

Сведениями о привлечении ООО "Фортуна красоты" к административной ответственности ранее суд не располагает.

В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Суд назначает наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - 40000 рублей, поскольку обстоятельств, отягчающих ответственность правонарушителя, судом не установлено, административным органом не представлено, имеется смягчающее обстоятельство - совершение правонарушения впервые.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна красоты", ИНН 4401154742, ОГРН 1144401007871, юридический адрес: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 8, зарегистрированное в качестве юридического лица 09.09.2014 г., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь к административной ответственности, назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного решения в законную силу в бюджет по указанным реквизитам:

УФК по Костромской области (Департамент здравоохранения Костромской области, л/с 04412000040), ИНН 4401004514, КПП 440101001, Отделение Кострома г. Кострома, счет: 40101810700000010006, БИК 043469001, ОКАТО 34401000000, ОКТМО 34701000.

В указанный срок лицу, привлеченному к административной ответственности, представить в арбитражный суд документы, подтверждающие оплату штрафа.

При неуплате в добровольном порядке административного штрафа в указанный срок взыскание штрафа производится принудительно в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании данного судебного акта.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое

решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.Л.БАЙБОРОДИН