Общество с ограниченной ответственностью "Стоматологический салон" 23.12.2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2015 г. по делу N А71-13676/2015

резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2015 г.

решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А. Бушуевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.С. Бабкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики, г. Ижевск о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Стоматологический салон" с.Якшур-Бодья, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о начавшемся судебном процессе,

установил:

Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ООО "Стоматологический салон" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ответчик отзыв на заявление не представил.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики на основании приказа от 09.09.2015 N 895 была проведена 21.09.2015, 14.10.2015, 16.10.2015 плановая проверка ООО "Стоматологический салон", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, ул. Пушиой, д. 85, в результате которой выявлено осуществление обществом медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных п. п. "б", "е" п. 4, п. п. "а", "б", "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291) (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В нарушение п. п. "б" п. 4, п. п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2011 N 1496н (далее-Порядок N 1496н), ст. ст. 37, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее-Закон N 323-ФЗ) отсутствует оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи: аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр); диатермокоагулятор стоматологический; дополнительные аксессуары (ретракционные нити и кольца, матричные системы, материалы для регистрации окклюзии); коронкосниматель стоматологический; лупа бинокулярная; микромотор стоматологический с оптикой и без оптики; набор инструментов для трахеотомии; ножницы и пинцеты в ассортименте; расходные стоматологические материалы: прокладочные материалы, материалы для лечения гиперчувствительности, для фторпрофилактики; зажим кровоостанавливающий; скальпели (держатели) и одноразовые лезвия.

В нарушение п. п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ, п. 11 Приложения N 2 Порядка N 1496н отсутствует необходимая медицинская документация: журнал регистрации амбулаторных больных (форма 074/у); журнал учета профилактических осмотров (форма 049у); дневник учета работы врача стоматолога (форма 039-2/у); дневник работы врача стоматолога-ортопеда (форма 039-4/у); медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение) (форма 086/у); направление на консультацию во вспомогательные кабинеты (форма 028/у).

В нарушение п. п. "е" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности представлен договор на техническое обслуживание медицинской техники от 21.07.2015, в соответствии с которым обследование технического состояния медицинских изделий, установленных по адресу: УР, с. Якшур-Бодья, ул. Пушиной, 125 (в то время, как фактический адрес осуществления деятельности и нахождения оборудования: с. Якшур-Бодья, ул. Пушиной, 85), проверено 30.09.2015 в количестве шести позиций. Другое имеющееся оборудование (облучатели медицинские бактерицидные) техническое обслуживание не проходят, не ведется учет времени работы бактерицидной лампы. Ранее договоры на техническое обслуживание не заключались, акты обследования за предыдущие годы не представлены.

В нарушение п. п. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ст. ст. 87, 90 Закона N 323-ФЗ не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (при проверке не представлены протоколы экспертной оценки качества медицинской помощи, журнал контроля качества медицинской помощи, не представлен приказ о назначении работника, ответственного за проведение контроля, и т.д.).

В нарушение п. п. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ст. 84 Закона N 323-ФЗ, п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее Правила N 1006), сайт медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует, на информационных стендах отсутствует следующая информация: порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; об уровне их профессионального образования и квалификации; график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

В нарушение п. п. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 28 Правил N 1006 в первичной медицинской документации отсутствуют подписи врача и пациента на информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Результаты проверки оформлены актом от 16.10.2015 N 492.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении ООО "Стоматологический салон" 16.10.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО "Стоматологический салон" к административной ответственности направлены Управлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики, к подведомственности которого в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 14.1КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования в сфере медицинской деятельности установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности.

На основании п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпункту "б" и "е" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

Согласно подпункту "а", "б" и "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана, в т.ч. организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в т.ч. применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (п. 4 ст. 10 Закона N 323-ФЗ).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях утвержден Приказом Минздравсоцразвитие РФ от 07.12.2011 N 1496н.

Согласно приложениям к указанному Порядку N 1496н предусмотрены стандарты оснащения стоматологической поликлиники.

В силу п. 11 приложения N 2 к Порядку N 1496н к функциям стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) относятся диспансерное наблюдение за пациентами; при наличии медицинских показаний направление пациентов на стационарное лечение; проведение санитарно-гигиенического обучения населения; ведение утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации.

Статьей 20 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч. 1).

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (ч. 7).

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8).

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана, в т.ч. вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Формы первичной медицинской документации учреждения здравоохранения утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 10030.

В силу ст. 87 указанного Закона контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:1) государственный контроль;2) ведомственный контроль;3) внутренний контроль. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в т.ч. путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.

Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций (ст. 90 Закона N 323-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 84 Закона N 323-ФЗ платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Пунктом 7 данной нормы предусмотрено, что порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил N 1006 медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги: на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Согласно п. 11 Правил N 1006 исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую в т.ч. следующие сведения: д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Согласно п. 28 указанных Правил платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Материалами дела подтверждается, что ООО "Стоматологический салон" при осуществлении медицинской деятельности не соблюдаются требования п. п. "б", "е" п. 4 и п. п. "а", "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно: отсутствует оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи; не проводится техническое обслуживание облучателей медицинских бактерицидных; отсутствует необходимая медицинская документация; не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Указанные нарушения влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Совершенные ответчиком указанные нарушения в силу п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности являются грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ответчика отсутствовала возможность для соблюдения норм законодательства в области лицензирования и осуществления медицинской деятельности. Также не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, какие меры были предприняты ответчиком для соблюдения указанных норм.

Таким образом, наличие состава вменяемого ООО "Стоматологический салон" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.

Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности за однородное правонарушение. Следовательно, следует учесть наличие такого смягчающего ответственность ответчика обстоятельства, как совершение правонарушения впервые. Отягчающих обстоятельств судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах ООО "Стоматологический салон" подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в минимальном размере - в виде штрафа в размере 40000 руб.

Факты совершения ответчиком нарушений, предусмотренных п. п. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выразившиеся в отсутствии сайта медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", отсутствии на информационных стендах установленной информации, отсутствие в первичной медицинской документации подписей врача и пациента на информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, не образует состава грубого нарушения лицензионных требований, поскольку нарушение подп. "в" п. 5 указанного Положения не указано п. 6 Положения как относящееся к грубым нарушениям.

Между тем, в связи с наличием в действиях (бездействии) ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП, указанный вывод не имеет значения для принятия решения.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Стоматологический салон", Удмуртская Республика, село Якушур-Бодья, ул. Пушиной-125, ИНН 1809008238, дата государственной регистрации 20.07.2010, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней, начиная с даты вступления решения в законную силу, по следующим реквизитам: получатель - УФК по Удмуртской Республике (Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики), ИНН 1833046964, КПП 184001001, расчетный счет 4010181020000001001 в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики банка России, БИК 049401001, КБК 85311690040040000140, ОКТМО 94701000.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Е.А.БУШУЕВА