Общество с ограниченной ответственностью "Дантист" 12.02.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу N А78-16748/2015
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Переваловой Е.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН 1087536008526, ИНН 7536095695) о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью "Дантист" (ОГРН 1117536003771, ИНН 7536118624), без вызова сторон.
Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее Министерство здравоохранения, Заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью "Дантист" (далее- ООО "Дантист").
Определением от 21.12.2015 исковое заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определение направлено сторонам по юридическим адресам, указанным в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определение суда получено истцом 28.12.2015, что подтверждается почтовым уведомлением N 17566.
Судебная корреспонденция направлялась ответчику по адресу: г. Чита, ул. Шилова, 14, пом.4. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц указанный адрес является юридическим адресом ответчика.
Направленная судом корреспонденция вернулась с отметкой органа связи "истек срок хранения".
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения поступающей по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности (либо отсутствия юридического лица по юридическому адресу) должно нести само юридическое лицо.
Таким образом, ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявление и представленные в дело документы размещены на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети интернет в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон, ответчиком возражений не представлено.
Суд, изучив материалы дела,
Установил следующее:
Министерством здравоохранения с 14.12.2015 по 15.12.2015 на основании распоряжения от 07.12.2015 N 2034 была проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в Обществе с ограниченной ответственностью "Дантист", расположенном по адресу: 672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, 14, пом.4.
Проверка проводилась с целью установления соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности лицензиатом.
В ходе проверки установлено, что медицинская деятельность осуществляется обществом на основании лицензии N ЛО-75-01-000590 от 13.11.2012, выданной Министерством Здравоохранения Забайкальского края, по адресу осуществления деятельности: 672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, 14 пом.4.
В ходе проверки установлено, что медицинская деятельность осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, утвержденных Постановлением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Правительством Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 (далее - Положение N 291).
В нарушение пп. "а" п. 5 Постановления N 291- при осуществлении медицинской деятельности нарушается порядок оказания медицинской помощи.
Нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 N 1496н:
- в нарушение требований стандарта оснащения отделения (кабинета) терапевтической стоматологии, определенного Положением N 11 Порядка, в кабинете врача стоматолога-терапевта отсутствуют: гипсоотстойник (гразеуловитель), - 1, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1;
- в кабинете стоматолога-хирурга отсутствуют: диатермокоагулятор хирургический, стоматологический-1, зонды глазные в ассортименте, для зондирования протока слюнных желез-3, кюрета хирургическая разных размеров-5, лупа бинокулярная для врача-1, наборы зондов Боумена для зондирования (бужирования) протоков слюнных желез-1, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1;
- в кабинете стоматолога-ортопеда отсутствуют: аппарат воздушно-абразивный для снятия зубных восков зуботехнических в ассортименте-3, окклюдатор-2, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1.
Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению закреплены также в пункте 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 года N 1006 (далее - Правила).
В нарушение п. 11 Правил, сайт ООО "Дантист" (profi-chita.ru) оформлен ненадлежащим образом: - отсутствуют сведения о данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; - отсутствует график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; - отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, каковыми являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом "б" пункта 4 Положения N 291 также предусмотрено такое лицензионное требование как наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, соблюдение порядков оказания медицинской помощи относится к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, осуществляющему медицинскую помощь.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Статьей 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Действия общества квалифицированы административным органом как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий и, соответственно, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ Минздравом в отношении ООО "Дантист " составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2015 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Данное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.11 N 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 7).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1).
Лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности на день проведения проверки в отношении ООО "Дантист", установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия действует бессрочно.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закон N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено "Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдения порядков оказания медицинской помощи.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2001 N 1496н.
Пунктом 3 приложения N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях установлено, что оснащение стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) медицинских организаций осуществляется в соответствии со стандартом оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) согласно приложению N 12 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом, в зависимости от объема оказываемой медицинской помощи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, отсутствие части оборудования: - кабинетов терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии: гипсоотстойник (грязеуловитель), - 1, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1; диатермокоагулятор хирургический, стоматологический-1, зонды глазные в ассортименте, для зондирования протока слюнных желез-3, кюрета хирургическая разных размеров-5, лупа бинокулярная для врача-1, наборы зондов Боумена для зондирования (бужирования) протоков слюнных желез-1, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1; аппарат воздушно-абразивный для снятия зубных восков зуботехнических в ассортименте-3, окклюдатор-2, очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий)-1, а также оформление сайта ООО "Дантист" с нарушением, установленных требований.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуты Обществом.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Законный представитель общества (директор Едакова Г.В.) в объяснениях указывает на то, что ответственным за закуп и оснащение клиники необходимым медицинским оборудованием является заместитель генерального директора Кочкарева А.В.
Согласно статье 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Довод о том, что заместитель директора не исполнила своих обязанностей по оснащению медицинского учреждения необходимым оборудованием, правового значения для вывода суда о вине юридического лица значения не имеют.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Юридическое лицо в целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации принять комплекс мер производственного контроля в отношении оснащения оборудования медицинского учреждения всем необходимым оборудованием.
В рассматриваемом случае Общество ни в рамках административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представило доказательств, свидетельствующих, что нарушения лицензионных требований обусловлены чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. ООО "Дантист" имело реальную возможность для обеспечения исполнения соответствующих обязанностей, однако, не приняло надлежащих мер по их реализации.
Правонарушение допущено Обществом в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено: выявленные нарушения посягают на право граждан на здоровье, гарантированное Конституцией РФ.
Нарушений порядка привлечения, влекущих отказ в привлечении к ответственности не выявлено.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае возможность назначения наказания в виде предупреждения исключается судом, так как совершенные нарушения посягают на гарантированное Конституцией право граждан на охрану здоровья.
Учитывая, что Общество впервые привлекается к ответственности, отсутствуют отягчающие вину обстоятельства (в материалы дела не представлены), суд считает возможным при определении размера санкции назначить минимальный размер штрафа, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Дантист", зарегистрированного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, 14, пом.4, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 13.05.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117536003771, ИНН 7536118624, к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф подлежит зачислению в УФК по Забайкальскому краю (Министерство здравоохранения Забайкальского края, л/сч 04912022760) ИНН 7536095695 КПП 753601001 р/с 401 018 102 000 000 100 01 ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита БИК 047601001 КБК 003 1 16 90020 02 0216 140 Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья
Е.А.ПЕРЕВАЛОВА