Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Владикавказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 25.01.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2016 г. по делу N А61-3827/2015

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Родионовой Г.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление территориального органа Росздравнадзора по Республике Северная Осетия-Алания к негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Владикавказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания поступило заявление территориального органа Росздравнадзора по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление, административный орган) к негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Владикавказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 25.11.2015 заявление принято с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Сторонам установлен срок до:

- 17.12.2015 для представления истцом доказательств, на которые он ссылается как на основание своих требований, а ответчику для представления письменного мотивированного отзыва на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу;

- 19.01.2016 для представления в арбитражный суд и направления друг другу дополнительно документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде, указаны в определении о принятии заявления к производству и направлены сторонам.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что подтверждается уведомлениями, приобщенными к материалам дела.

Заявленные требования мотивированы нарушениями:

- статьи 90 Федерального закона от 21.11.20111 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- подпункта "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколоково")" (далее - Положение);

- подпунктов 4.6.,4.9.,4.22.,17 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н;

- пунктов 5 и 25 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 31175н Учреждением в установленный судом срок представлен отзыв на заявление. С доводами административного органа не согласно, указывает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью административного правонарушения. Кроме того, полагает, что отсутствует причинно-следственная связь между ухудшением состояния пациента Сокуровой Э. и последствиями анафилактического шока, повлекшего смерть Сокуровой Э.

В соответствии со статьями 226 - 229 АПК РФ дело рассматривается по имеющимся в нем материалам, в порядке упрощенного производства.

Суд считает, что административный материал представлен в полном объеме, представленных документов достаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии от 31.08.2015 N ЛО-15-01-000473, выданной Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.

На основании приказа управления от 12.10.2015 N 273-Пр/15 с целью выполнения поручения Прокуратуры РСО-Алания от 09.10ж.2015 N 7-442-15 о проведении проверки жалобы Сидаковой М.М. на некачественное оказание медицинской помощи учреждением ее дочери Сокуровой Э., рождения 28.08.1995, повлекшем 17.09.2015 смерть, в период с 14.10.2015 по 05.11.21015 проведена внеплановая выездная проверка учреждения по адресу осуществления деятельности: г. Владикавказ, ул. Чкалова, д. 16.

В ходе проверки выявлены нарушения требований:

- статьи 90 Федерального закона от 21.11.20111 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- подпункта "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколоково")" (далее - Положение);

- подпунктов 4.6.,4.9.,4.22.,17 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н;

- пунктов 5 и 25 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 31175н Указанные нарушения выразились в том, что в медицинской карте Сокуровой Э. не указаны наименования лекарственного препарата, разовая доза, кратность введения, обоснование назначение лекарственного препарата (новокаина в ходе операции), допускается одновременное назначение пяти и более лекарственных препаратов без согласования с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом либо другим лицом, уполномоченным приказом главного врача медицинской организации.

По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 05.11.2015 N 35-к, выдано предписание от 05.11.2015 N 60.

На основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ начальником отдела организации контроля качества оказания медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по Республике Северная Осетия-Алания Дзусовой З.А. в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2015 N 000326-015/326.

В порядке, установленном абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, достаточность, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

При анализе наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения суд установил следующее.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 2 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Статьей 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", а также подпункту "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколоково")" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н утвержден порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок).

Подпунктами 4.6., 4.9., 4.22. Порядка определены следующие функции врачебной комиссии: оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации; организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).

Пунктом 17 указанного Порядка установлена обязанность секретаря врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н утвержден порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения.

Пунктом 5 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н установлено, что сведения о назначенном, и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента.

В соответствии с пунктом 25 указанного Приказа согласование назначения лекарственных препаратов с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом либо другим лицом, уполномоченным приказом главного врача медицинской организации, а также, при наличии, с врачом - клиническим фармакологом необходимо в случаях:

1) одновременного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному пациенту;

2) назначения лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов <4>, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.

В указанных случаях назначение лекарственных препаратов фиксируется в медицинских документах пациента и заверяется подписью медицинского работника и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).

В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

Материалам дела, в частности актом проверки от 05.11.2015 N 35-к, протоколом об административном правонарушении от 05.11.2015 N 000326-015/326 подтвержден факт совершения учреждением административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина учреждения является доказанной.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения названного закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Факт нарушения учреждением лицензионных требований подтвержден материалами административного дела и не оспаривался последним. Кроме того, судом принимается во внимание признание вины законным представителем учреждения при составлении протокола об административном правонарушении.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств того, что учреждением при осуществлении лицензируемого вида деятельности были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение лицензионных требований, не представлено.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе проведения в отношении учреждения проверки и производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения учреждения к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд счел возможным, с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, назначить учреждению наказание в минимальном размере санкции, установленном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Оснований для назначения наказания в виде предупреждения, а также для признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Владикавказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1041502000210, место нахождения: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова, д. 16) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (тридцать тысяч рублей).

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Наименование получателя - УФК по РСО-Алания, л/с 04101807420 Банк - Отделение НБ РСО-Алания Банка России г. Владикавказ, БИК: 049033001, ИНН: 1516608122, КПП:151301001 р/с 40101810100000010005 ОКТМО 90701000001 Код дохода 06011690010016000140 Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня ею принятия и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Г.С.РОДИОНОВА