В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Камчатского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Камчатская гинекологическая клиника" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2016 г. по делу N А24-182/2016

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению Министерства здравоохранения Камчатского края (ИНН 4100019852, ОГРН 1024101039577)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Камчатская гинекологическая клиника" (ИНН 4101148378, ОГРН 1114101007316) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Министерство здравоохранения Камчатского края (далее - Министерство, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Камчатская гинекологическая клиника" (далее - Общество, ООО "Камчатская гинекологическая клиника") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 25.01.2016 заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В пределах установленного судом срока от ООО "Камчатская гинекологическая клиника" в арбитражный суд поступили письменные пояснения по делу, в котором Общество ссылалось на не получение им судебных актов по данному делу, а также об отсутствии доступа к материалам дела в электронном виде. Кроме того, ООО "Камчатская гинекологическая клиника" указало на то, что в протоколе N 3 от 19.01.2016 отсутствуют данные о месте, времени, событии административного правонарушения, что является нарушением части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Доводы Общества о том, что оно не имело возможности для ознакомления с материалами дела и представления отзыва суд не принимает по следующим основаниям.

Судом установлено, что определение о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 25.01.2016 направлено Обществу заказным письмом с уведомлением 26.01.2016 (почтовый идентификатор 68302394469796) по месту регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, дом 27, квартира 44).

Направленное почтовое отправление возвращено органом почтовой связи с отметкой "истек срок хранения" и возвращено в Арбитражный суд Камчатского края 04.02.2016.

В соответствии с частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.

Из вышеуказанных положений следует вывод, что государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанность по обеспечению получения корреспонденции. Отсутствие общества по указанному адресу государственной регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, не снимает с него обязанности по получению корреспонденции по данному адресу.

Таким образом, все риски, связанные с неполучением или несвоевременным получением корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации лицом, не имеющим информации о ее фактическом месте нахождения, лежат на юридическом лице.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

Кроме того, определением от 25.01.2016 судом установлен срок для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, - до 10.03.2016. Письменные пояснения по делу представлены Обществом в суд 04.03.2016, то есть до истечения установленных судом сроков.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что Общество имело объективную возможность получения кода доступа к материалам дела в электронном виде, а также имело возможность своевременно ознакомиться с материалами дела.

Учитывая изложенное, суд признал возможным в соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Камчатскому краю от 09.12.2015 N П41-212/15 в отношении ООО "Камчатская гинекологическая клиника" с 15.12.2015 по 25.12.2015 проведена плановая выездная проверка по адресу осуществления деятельности: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 117.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.12.2015 N 156 (л. д. 10-13), который направлен с сопроводительным письмом Министерству здравоохранения Камчатского края для принятия в пределах своих полномочий мер реагирования.

19.01.2016 на основании акта проверки от 25.12.2015 N 156 Министерством здравоохранения Камчатского края в отношении ООО "Камчатская гинекологическая клиника" и в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 3, в котором зафиксировано, что Обществом нарушен пункт 5 "Б" Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением протокол об административном правонарушении N 3 направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе и медицинской деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Как следует из материалов дела на момент проведения проверки с 15.12.2015 по 25.12.2015 ООО "Камчатская гинекологическая клиника" имело действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности от 11.07.2012 N ЛО-41-01-000259.

Согласно акту проверки от 25.12.2015 N 156 проверяющими выявлены нарушения Положения о лицензировании медицинской деятельности при осуществлении Обществом контроля соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи (не оформлялось информированное добровольное согласие по установленной форме), также в положении о клинико-экспертной комиссии, выполняющей функции врачебной комиссии, отсутствовало ряд функции.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.01.2016 N 3, составленному на 2-х листах, административный орган со ссылкой на акт проверки от 25.12.2015 просит привлечь ООО "Камчатская гинекологическая клиника" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за нарушения выявленные пунктом 5 "Б" Положения о лицензировании медицинской деятельности. Вместе с тем указанный протокол не содержит описание события, в чем выразилось нарушение указанного Положения.

Определением от 25.01.2016 суд предлагал административному органу представить протокол от 19.01.2016 N 3 об административном правонарушении в полном объеме (в случае, если в суд поступил протокол не в полном объеме). Копия определения суда получена представителем административного органа 28.01.2016 (почтовой уведомление о вручении заказной корреспонденции N 68302394469789).

Вместе с тем, с 28.01.2016 до даты рассмотрения дела никакие дополнительные материалы дела об административном правонарушении или письменные пояснения в установленные в определении суда сроки заявителем не представлены.

В письменных пояснения Общество также указывает, что ему вручена копия протокола об административном правонарушении от 19.01.2016 на 2-х листах, в котором отсутствуют данные о месте, времени, событии административного правонарушения.

Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания по предмету заявленного требования лежит на административном органе.

Из указанных норм следует, что при производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения - не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на дату проведения проверки - с 15.12.2015 по 25.12.2015.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 названной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Данные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что к числу сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, отнесены место, время совершения и событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.

Событие административного правонарушения должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).

С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение лица к ответственности.

Следовательно, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен установить в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, подтверждающие объективную сторону вмененного правонарушения.

В акте проверке зафиксировано, что Обществом допущены нарушения при осуществлении контроля соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также при организации и осуществления внутреннего контроля.

Вместе с тем, ни протокол об административном правонарушении от 19.01.2016 N 3 в нарушение требований статей 26.2, 28.2 КоАП РФ, ни заявление о привлечении к административной ответственности не содержат описания события административного правонарушения.

Также в протоколе отсутствуют ссылки на иные доказательства, полученные при производстве по делу об административном правонарушении.

Министерством не представлено доказательств, на основании каких документов административный орган, проведя выездную проверку, пришел к выводу о несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на дату проведения проверки (с 15.12.2015 по 25.12.2015).

Таким образом, административным органом не представлено прямых и неопровержимых доказательств о нарушении обществом требований пункта 5 "Б" Положения о лицензировании медицинской деятельности, на которое имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении от 19.01.2016 N 3.

В целях соблюдения предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту от вменяемого обвинения в совершении противоправного деяния государственный административный орган обязан в своих процессуальных актах формулировать обвинение четко.

Из вышеизложенного следует то, что данное требование в названной части административным органом не выполнено.

Проанализировав представленные в дело доказательства, в том числе акт проверки от 25.12.2015 N 156, протокол об административном правонарушении от 19.01.2016 N 3, оценив их в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле арбитражный суд приходит к выводу о том, что Министерством в действиях Общества не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Между тем, административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований; собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении и представленные суду доказательства должны бесспорно и объективно подтверждать наличие события правонарушения.

При отсутствии таких доказательств, в случае имеющихся противоречий относительно наличия факта нарушения и при отсутствии у административного органа данных, исключающих такие противоречия, событие правонарушения нельзя признать доказанным.

В силу части 4 статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку судом не установлено событие административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, довод Общества о признании административного правонарушения малозначительным суд считает необоснованным.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку отсутствие в материалах дела доказательств наличия в действиях Общества события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование Министерства о привлечении ООО "Камчатская гинекологическая клиника" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 1 - 3, 17, 27, 110, 167 - 170, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Камчатского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Камчатская гинекологическая клиника" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья

Е.Ю.ЛЕБЕДЕВА