Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2" 03.03.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2016 г. по делу N А63-746/2016

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акритовым А.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию г. Ставрополь о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", Минераловодский район, пос. Новотерский, ОГРН 1122651026123 к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии представителя заявителя Виноградовой Ю.В. по доверенности от 11.01.2016 N 9, представителей заинтересованного лица Байчорова Э.М. по доверенности от 10.02.2016 N 03/2016, Аркелова Э.З. по доверенности от 02.03.2016 N 07/2016,

установил:

комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию г. Ставрополь (далее - заявитель, комитет, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", Минераловодский район, пос. Новотерский (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано невыполнением обществом требований подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2004 N 213 "Об утверждении стандарта санаторно- курортной помощи больным детским церебральным параличом" (далее -Приказ N 213); стандарта оказания санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 208 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии)" (далее - Стандарт); приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (далее - Приказ N 256); приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.05.1997 N 170 "О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра" (далее - Приказ N 170); приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 541н от 23.07.2010 "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее -Приказ N 541н); статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 323-ФЗ).

Представитель комитета поддержал заявленное требование, указал на наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также на отсутствие оснований для снижения суммы административного штрафа.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании частично признали выявленные нарушения, в отзыве на заявление указали на возможность применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, также просили снизить размер административного штрафа.

Заявителем административный материал представлен в полном объеме, представленные документы суд считает достаточными для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") N ЛО- 26-01-001765 от 18.03.2013.

В период с 8 по 11 декабря 2015 года специалистами Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю на основании приказа N 731-о/д от 23.11.2015 о проведении внеплановой документарной проверки была проведена проверка фактов, изложенных в обращении гражданки Слипченко Е.С. о неудовлетворительном питании в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", расположенном по адресу: 357242, Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Новотерский, ул. Бештаугорская, д. 3

В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения N 291 обществом не соблюдался установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в части не соблюдения стандартов при оказании медицинской помощи в разделе "Организация системы управления качеством медицинской помощи" (пункт 2 Положения "О системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2");

- в нарушение требований Приказа N 213 обществом не соблюдался стандарт оказания санаторно-курортного лечения детей с церебральным параличом, а именно: в дневниковых записях от 13.07.2015, 18.07.2015, 24.07.2015 лечащего врача (медицинская карта N 1172) пациентки Минибаевой А.А. 2002 года рождения отсутствует объективный статус, термометрия, показатели роста, веса, частота дыхательных движений. Согласно утвержденному стандарту лечения пациентке не были проведены консультативные осмотры неврологом, офтальмологом, травматологом-ортопедом; не в полном объеме проведены методы исследования указанные в стандарте, а именно: ЭКГ-исследование, электроэнцефалография, общий анализ мочи, общий анализ крови;

- в нарушение требований Приказа N 208 обществом не соблюдался стандарт оказания санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, а именно: в медицинской карте N 1171 пациентки Слипченко Е.С. 1981 года рождения, основной диагноз - шейный остеохондроз, в дневниковых записях лечащего врача от 13.07.2015, 18.07.2015, 24.07.2015 отсутствовал объективный статус, термометрия, показатели роста, веса, частота дыхательных движений. Согласно утвержденному стандарту лечения пациентке не был проведен консультативный осмотр врача травматолога-ортопеда (первичный и повторный);

- в нарушение требований Приказа N 256 в медицинской карте санаторно-курортного больного N 1171 отсутствовала санаторно-курортная карта;

- в нарушение требований Приказа N 170 в представленных медицинских картах отсутствовал код диагноза по МКБ-10;

- в нарушение требований Приказа N 541н в части ведения медицинской документации - в листах врачебных назначений отсутствовали даты назначенных лечащим врачом санаторно-курортных медицинских услуг, даты проведения и выполнения услуг медицинской сестрой;

- в нарушение требований статьи 20 Закона N 323-Ф3 в медицинских картах санаторно-курортного больного N 1171, N 1172 отсутствовало информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.12.2015, в тот же день обществу было выдано предписание.

Материалы проверки были направлены в адрес комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию для принятия мер административного реагирования в пределах компетенции.

15 января 2016 года государственным инспектором сектора лицензирования в сфере охраны здоровья граждан в РФ лицензионного отдела комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Новосельцевой В.Ю. в присутствии генерального директора общества Сиротиной Л.И. был составлен протокол N 1 об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", Минераловодский район, пос. Новотерский по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Исследовав материалы дела, суд признает требование о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", Минераловодский район, пос. Новотерский к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), обоснованным по следующим основаниям.

Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию на основании положения о комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2013 года N 110-п осуществляет лицензирование медицинской деятельности и контроль выполнения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 статьи 14.1 КоАП РФ (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно п. п. 5 и 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Нарушения обществом требований Приказа N 213, Закона N 323-ФЗ, Приказа N 208, Приказа N 256, Приказа N 170 нашли свое подтверждение в судебном заседании и обществом по существу не оспариваются.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все представленные в дело доказательства, суд считает, что у общества имелась возможность по своевременному исполнению указанных выше требований законодательства. Доказательств обратного обществом не представлено.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, в деле отсутствуют.

При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленным.

Довод заинтересованного лица о малозначительности совершенного административного правонарушения судом отклоняется по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В обосновании позиции о применении положения статьи 2.9 КоАП РФ общество указывает на устранение нарушений, отсутствие вредных последствий, тяжелое материальное положение.

Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного заинтересованным лицом правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.

Устранение нарушений является обязанностью лица и в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей при осуществлении медицинской деятельности, суд не находит оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.

При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Общество не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.

При исследовании порядка привлечения общества к ответственности нарушений административного законодательства не установлено.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Оснований для применения к обществу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размере штрафа у суда не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принимая во внимание, что общество впервые привлекается к административной ответственности, суд применяет санкцию в виде минимального размера административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

решил:

Требование комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию г. Ставрополь, удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2", ОГРН 1122651026123, расположенное по адресу - Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Новотерский, ул. Бештаугорская, дом 3, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа: Банк плательщика ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю, БИК 040702001, ИНН 2636055263, КПП 263501001, р/с 40101810300000010005, получатель: УФК по Ставропольскому краю (Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию) г. Ставрополь, КБК 010 1 16 90040 04 0000 140, ОКТМО 07701000.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.К.АЛИЕВА