В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Перми о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" к административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2016 г. по делу N А50-3555/2016

Резолютивная часть решения оглашена 08 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Виноградова А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Перми к обществу с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" (ОГРН 1085906005350, ИНН 5906084425) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в присутствии: от заявителя - Богданов Д.В.,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Требование заявления мотивировано осуществлением ответчиком медицинской деятельности при отсутствии соответствующей лицензии.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывает, что Обществом медицинские услуги, к которым в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, отнесены массаж лица медицинский (А21.01.002), массаж рук медицинский (А21.01.004), пилинг-массаж (А21.01.006), в салоне "Vero-Nika", расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 96, согласно прайсу не оказывало, основным видом деятельности салона является купля-продажа косметических продуктов фирмы "Vero-Nika", в деятельности салона по демонстрации указанной продукции отсутствует основная направленность медицинской помощи, которая заключается в поддержании и(или) восстановлении здоровья, а также самой медицинской услуги, задача осуществления которой состоит в профилактике, диагностике и лечении заболеваний или медицинской реабилитации.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте его проведения в порядке, определенном ст. ст. 122 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), извещен, в т.ч. публично в сети Интернет, что в силу ч. 3 ст. 205 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Из представленного суду постановления о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, вынесенного прокурором Ленинского района г. Перми, следует, что 08.02.2016 прокуратурой совместно с Министерством здравоохранения Пермского края по обращению Седеговой Е.В. (вх. N СЭД-34-10-06-6993с от 25.11.2015) проведена проверка Общества, осуществляющего деятельность в салоне красоты "Vero-Nika" по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 96, на основании договора аренды нежилого помещения от 01.01.2016 (л.д. 25-28). Проверкой был установлен факт оказание салоном красоты "Vero-Nika" косметологических услуг, в том числе, консультации косметолога, пилинг плюс "Vero-Nika", массаж рук, лица, шеи, зоны декольте. С декабря 2015 г. в салоне идет акция для клиентов, по которой 3 процедуры: пилинг, уход за лицом (маска, тонизирование), массаж рук, лица, шеи, зоны декольте, стоят 4500 руб.

Все процедуры проводят консультанты в кабинетах, оборудованных массажной кушеткой, инструментальным столиком, для диагностики используют аппарат для диагностики кожи (дерматоскопия) и волос под увеличением Aramo SG с принадлежностями (номер SGU2-005407).

В постановлении прокурором сделан вывод о том, что Общество оказывает услуги консультирования косметологов, диагностики состояния кожи, пилинга, массажа рук, лица, шеи и зоны декольте без лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17,02.2016 вынесено прокурором в присутствии представителя Общества Пономаревой Н.А., действующей от имени ответчика на основании доверенности (л. д. 8-10, 12).

Для привлечения Общества к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 и ст. 28.8 КоАП РФ прокурор направил в арбитражный суд заявление с постановлением и приложенными материалами проверки.

В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии с названным Постановлением медицинский массаж относится к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и соответственно, подлежит лицензированию.

В Номенклатуре медицинских услуг, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, такие виды деятельности, как массаж лица медицинский (A21.01.002), массаж шеи медицинский (A21.01.003), массаж рук медицинский (A21.01.004), пилинг-массаж (код А21.01.006) - отнесены к медицинским услугам.

В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с п. 3 ст. 2 данного Закона медицинская помощь является комплексом мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В свою очередь, под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).

Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (п. 6 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).

Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (п. 7 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).

Таким образом, из приведенных норм следует, что к медицинским услугам, предоставляемым в косметологических салонах и подлежащим лицензированию, относятся те из них, которые содержат элементы профилактики заболеваний, диагностики и лечения.

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в деле отсутствуют материалы в подтверждение того, что оказывавшиеся Обществом косметологические услуги, в том числе, консультации косметолога, пилинг плюс "Vero-Nika", массаж рук, лица, шеи, зоны декольте, предоставлялись населению по назначению врача, в связи с какими-либо заболеваниями, были направлены на их профилактику, диагностику и лечение. Следовательно, указанные услуги не могли быть отнесены к медицинским, требующим наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 205 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд полагает, что в удовлетворении требования заявления прокурора о привлечении Общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.

Судья

А.В.ВИНОГРАДОВ