Общество с ограниченной ответственностью "Терминал+" 13.05.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2016 г. по делу N А29-3294/2016

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2016 года, полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Войнова С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370) к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал+" (ИНН: 1103005556, ОГРН: 1121103000171) о привлечение к административной ответственности при участии: от заявителя: Помысова М.Ю. по доверенности от 29.12.2015

установил:

Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Терминал+" (далее - ООО "Терминал+", ответчик) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 04.04.2016 заявление принято к производству, назначено в предварительное судебное заседании на 11.05.2016 с возможностью перехода в судебное разбирательство при отсутствии возражений сторон.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку в суд своего представителя не обеспечил, возражений против перехода в основное судебное заседание не представил.

Представитель заявителя требования поддержал, в ходе заседания пояснил, что факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле материалами.

Учитывая характер спора и представленные доказательства, отсутствие возражений сторон, суд, руководствуясь ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, приступил к рассмотрению спора по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "Терминал+" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-11-01-001086, выданной 27.09.2013 Министерством здравоохранения Республики Коми.

На основании приказа Министерства здравоохранения Республики Коми N 273-р от 09.02.2016 (л.д. 10-16) комиссией в составе начальника отдела лицензирования Министерства здравоохранения Республики Коми Вдовиной В.Н., главного специалиста-эксперта отдела лицензирования Министерства здравоохранения Республики Коми Помысовой М.Ю. в период с 02.03.2016 по 04.03.2016 была проведена плановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований, регламентированных Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение N 291), при осуществлении медицинской деятельности ООО "Терминал+" (юридический адрес: 169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Яновского, д. 14, кв. 38) по адресу: 169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Парковая, д. 34а.

В ходе проверки административным органом установлено осуществление ООО "Терминал+" медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований, а именно:

1) подпункта "в" п. 4 Положения N 291: отсутствие руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Так, в штатном расписании предусмотрена должность "заведующий стоматологическим кабинетом". Специалист отсутствует, должность вакантна.

2) подпункта "е" п. 4 Положения N 291: отсутствие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Договор на осуществление технического обслуживания отсутствует. Техническое обслуживание не производилось с 2013 года, отсутствуют акты технического осмотра в нарушение Методических рекомендаций о техническом обслуживании медицинской техники, утвержденных Минпромнауки РФ 10.10.2003, Минздравом РФ 24.09.2003 (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации N 293-22/233 от 27.10.2003 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники").

3) подпункта "а" п. 5 Положения N 291: отсутствие оборудования в соответствии со стандартом оснащения стоматологического кабинета, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ N 1496н от 07.12.2011 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях". В части обеспечения стандарта оснащения кабинета врача стоматолога общей практики (приложение N 12, ч. 1) отсутствует оборудование:

- автоклав (стерилизатор паровой), при отсутствии центральной стерилизационной - не менее 1;

- горелка стоматологическая (спиртовая, газовая, пьезо) - не менее 1;

- диатермокоагулятор стоматологический при отсутствии в МРУ и УС - не менее 1;

- лупа бинокулярная для врача - не менее 1;

- набор инструментов для трахеотомии - не менее 1;

- очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий) - не менее 1;

- прибор и средства для очистки и смазки наконечников при отсутствии автоклава для наконечников - не менее 1.

4) подпункта "б" п. 5 Положения N 291: несоблюдение организацией установленного порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что выразилось в отсутствии технического обслуживания медицинского оборудования; наличии лекарственных препаратов с истекшим сроком годности; несоблюдении стандарта оснащения стоматологического кабинета.

Так, при проведении проверки 02.03.2016 в аптечке для оказания неотложной медицинской помощи обнаружен раствор йода для наружного применения, флакон 25 мл., серия 070213 с истекшим сроком годности (до 02.2016); в холодильнике обнаружен препарат из аптечки для оказания помощи при анафилактическом шоке Мезатон фенилэфир 10 мг/мл (10 флаконов), регистрационный номер: П N 016059/01 с истекшим сроком годности (до 02.2016).

Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 100/2016/01 от 04.03.2016 (л.д. 20-23).

04.03.2016 по результатам проверки в присутствии генерального директора ООО "Терминал+" Степанюк А.И. главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Республики Коми Помысовой М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении N 8/2016/01 (л.д. 24-25), в соответствии с которым в деятельности организации установлены признаки состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно требованиям статей 23.1 и 28.3 КоАП РФ материалы проверки направлены Министерством здравоохранения Республики Коми в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Терминал+" к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Пункт 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании предусматривает, что медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.

Согласно п. 6 Положения N 291 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" п. 5 Положения N 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В силу подпункта "в" п. 4 Положения N 291 одним из лицензионных требований, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Положения N 291 является обязательным наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

На основании подпункта "а" п. 5 Положения N 291 к лицензионным требованиям относится соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Согласно подпункту "б" п. 5 Положения N 291 к лицензионным требованиям относится соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Как следует из доводов заявителя, вина общества выразилась в нарушении подпунктов "в", "е" п. 4 и подпунктов "а", "б" п. 5 Положения N 291.

Вышеперечисленные нарушения подтверждаются актом проверки N 100/2016/01 от 04.03.2016, протоколом об административном правонарушении N 8/2016/01 от 04.03.2016, и по существу ООО "Терминал+" не оспариваются.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания судом установлено, что нарушение подпункта "в" п. 4 Положения N 291 не может быть вменено ответчику в вину, поскольку заявителем в качестве нарушения указано на отсутствие руководителя медицинской организации, при этом на момент проведения проверки руководителем общества являлась Степанюк А.И.

Сведений о наличии или отсутствии у Степанюк А.И. высшего медицинского образования материалы проверки не содержат.

Кроме этого, подпункт "в" п. 4 Положения N 291 не содержит такого квалификационного признака грубого нарушения как "отсутствие руководителя медицинской организации".

Таким образом, вина общества, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана только по подпункту е" п. 4 и подпунктам "а", "б" п. 5 Положения N 291.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество на момент проверки предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для обращения заявителя с настоящими требованиями, не установлено, в связи с чем, вина ответчика в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях (бездействиях) ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит. Существенных нарушений прав общества при привлечении к ответственности судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Между тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1. КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершения обществом административного правонарушения; совершения, по сведениям представителя административного органа, правонарушения впервые; исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам; а также характеру совершенного деяния и отсутствия причинения вреда, суд в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ считает возможным применить к ответчику меру административного наказания менее минимального размера, то есть в размере 50 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.

При этом сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вы-несшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

В данном случае штраф в сумме 50000 рублей подлежит уплате по следующим реквизитам получателя административного штрафа:

Получатель - УФК по Республике Коми Министерство здравоохранения Республики Коми, ИНН 1101486491, КПП 110101001, Номер расчетного счета получателя: 40101810000000010004 Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г. Сыктывкар, КБК 854 1 16 90040 04 0000 140, БИК 048702001, В назначении платежа следует указать: "штраф по делу N, ФИО плательщика, адрес".

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Министерства здравоохранения Республики Коми удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Терминал+" (ИНН: 1103005556, ОГРН: 1121103000171) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья

С.А.ВОЙНОВ