Скорая помощь – тяжёлая работа и благородная миссия

Дмитрий Иванов
Работа в «скорой помощи» тяжела, порой опасна, но благородна и очень нужна. В какое бы время дня и ночи, куда бы не вызвали, машина с красным крестом проберётся в самые далёкие уголки, чтобы помочь тому, кто очень нуждается в помощи.
15.05.2017
238

Прежде всего – это работа с людьми. А с ними не бывает легко. Да и родное руководство и коллеги из приёмных покоев, поликлиник тоже добавляют в копилку проблем. Но, когда возникают проблемы со здоровьем, первым делом все набирают 103.

Через тернии к пациенту

Для успешной работы врачу «скорой» нужно быть мастером на все руки. Ведь помощь может понадобиться и пожилому, и ребёнку, и больным с обострением самых разнообразных заболеваний, и с травмами. Широчайший кругозор, высокая квалификация, умение работать с любой медицинской аппаратурой и без неё. Кроме чисто профессиональных, необходимы и особые психологические, личностные качества: умение максимально концентрировать за считанные минуты, повышенная внимательность, наблюдательность, высокая скорость реакции, умение в сжатые сроки провести анализ ситуации. Без этих качеств нельзя быстро поставить предварительный диагноз, оказать неотложную первую помощь, применить нужные лекарства. Ведь главная задача врача «скорой» - стабилизация пациента и доставка его в больницу для оказания развёрнутой медицинской помощи.

Однако наши люди считают «скорую помощь» и реанимацией, и консультацией, и участковым врачом – в общем, всё в одном. Из общего числа вызовов едва ли процентов десять наберётся действительно экстренных случаев. Остальные вызовы делаются «на всякий случай». Самая сложная категория вызовов – пожилые люди и родители заболевших детей. Бабушки, померив давление, выпивают таблетку и вызывают «скорую». В результате к приезду бригады давление в норме, и врач констатирует, что лекарства помогают. Желание родителей перестраховаться тоже понятно: ведь речь идёт о здоровье из ребёнка.

Но в последние годы отношения между работниками «скорой помощи» и пациентами усложнились. В людях соседствует советское и потребительское отношение, при полном непонимании функции «скорой помощи». Бригада мчится на вызов через пробки, бывает и по бездорожью. Часто приходится идти к больному пешком с укладкой и кардиографом (а это почти 12 кг и нести приходится на руках). И с порога врач нарывается на высокомерное «вы должны», «вы обязаны».

Да, «скорая помощь» обязана реагировать на каждый вызов. Но это совсем не значит, что врача или фельдшера можно поучать, как лечить, устраивать при них семейные сцены, их руками убирать из дворов бомжей, вызывать их для «просто поговорить». Время осмотра на вызове ограничено. За это время нужно успеть поставить предварительный диагноз, стабилизировать состояние, организовать транспортировку. Это, кстати, ещё одна причина конфликтов между родственниками пациентов и врачами. Бригады зачастую состоят из двух человек: водителя и фельдшера, реже врача. Водителю запрещено покидать машину, невзирая ни на какие обстоятельства. Фельдшер обслуживает вызов в одиночку. Поэтому приходится искать тех, кто сможет отнести больного в машину.

Ещё одна проблемная категория – алкоголики, пьяницы, наркоманы, больные с психиатрическими диагнозами, часто с проявлениями агрессии. Из-за уже ставшей притчей во языцех оптимизации и сокращении количества койко-мест многие пациенты, находившиеся длительное время в диспансерах, отпущены по домам. О последствиях думать страшно.

Между молотом и наковальней

В самой медицинской системе тоже далеко не всё гладко. С одной стороны руководство, часто представленное «эффективными менеджерами» и не имеющими ни малейшего понятия об условиях и специфике работы бригад скорой помощи, издаёт документы, осложняющие работу. Например, придумали присвоить каждой машине QR-код, чтобы потом на сайте ставить оценку работе бригады. Смешно представить – бабушка с гипертонией будет ставить лайк в интернете только что уехавшей «скорой».

С другой стороны, существует незримое противостояние между «скорой» и стационаром. Часто бригады сталкиваются с пренебрежительным отношением со стороны врачей приёмных покоев, их недовольством «неправильными» диагнозами. Хотя врач скорой помощи имеет право на избыточный диагноз, если это затрагивает интересы больного.

Да и общее отношение к врачам в обществе оставляет желать лучшего. Почти каждый день в разных уголках нашей страны происходят нападение и избиения врачей скорой помощи, приёмных отделений, даже участковых врачей. При этом действительно серьёзные случаи руководство скрывает и замалчивает, не позволяя информации выйти за пределы подстанций.

При всей тяжести работы, «скорая» - это кузница характера, квалификации, кузница профессионалов. Нигде больше не получить такого опыта работы и по профессии, и по работе с людьми, как в «скорой». Здесь человек или растёт и становится сильнее, или ломается, черствеет, опустошается. Других вариантов нет. Это работа для сильных духом и характером.

Комментарии: