Юридические последствия дефектов ведения медицинской документации

Давид Петросян
В статье представлена информация о юридической квалификации медицинской документации, последствиях ее ненадлежащего оформления медицинскими организациями и судебной практике по компенсации морального вреда пациентам в случаях выявления дефектов ведения медицинской документации.
20.11.2018
11338

Оглавление

Выявление дефектов ведения медицинской документации в рамках экспертизы качества оказания медицинской помощи Фондом обязательного медицинского страхования
Понятие медицинской документации
Судебная практика по компенсации морального вреда в случаях выявления дефектов ведения медицинской документации

Выявление дефектов ведения медицинской документации в рамках экспертизы качества оказания медицинской помощи Фондом обязательного медицинского страхования

Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) утвержден приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230. Данный документ определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями (СМО) и фондами ОМС контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Основной целью контроля является защита прав застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества и установленного объема в ЛПУ, участвующих в реализации программ ОМС, а также повышение медико-экономической и социальной эффективности медицинского обслуживания населения.

В связи с тем, что законом определены полномочия Фонда обязательного медицинского страхования на проведение экспертиз в целях оценки качества, оказанной медицинской помощи, граждане достаточно активно обращаются в указанный орган для получения экспертного заключения на качество оказанной им медицинской помощи.

Экспертиза контроля медицинской помощи является одним из основных видов контроля в лечебных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" экспертиза контроля медицинской помощи - это процесс выявления нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи. Как видно из определения, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля.

В сложившейся действительности эксперты, привлекаемые фондом обязательного медицинского страхования для проведения экспертизы по контролю качества оказания медицинской помощи, очень часто выявляют дефекты стандартов оказания медицинской помощи, при этом выявляемые дефекты зачастую сводятся к недостаткам в ведении медицинской документации медицинским учреждением.

В связи с эти возникает вопрос, относятся ли дефекты ведения медицинской документации к недостатку медицинской услуги, что само по себе является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу потребителя (пациента) за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества?

Единого мнения в сложившейся судебной практике по этому поводу не имеется, но здравый смысл и логичная позиция законодателя, изложенная в многочисленных нормативных актах и положениях о статусе медицинской документации, позволяет сделать однозначный вывод о том, что нарушения порядка ведения медицинской документации, свидетельствуют об оказании медицинской помощи ненадлежащего качества.

Понятие медицинской документации

Что такое медицинская документация?

Обратимся к Википедии:

"Медицинская документация — это документы установленной формы, предназначенные для регистрации результатов лечебных, диагностических, профилактических, реабилитационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий. Она позволяет обобщать и анализировать данную информацию. Медицинская документация является учетной и отчетной, её держателем выступают медицинские учреждения, следовательно, врачи медицинских учреждений несут ответственность за неправильное оформление соответствующих документов".

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01 декабря 2010 года N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля, объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" дефекты ведения медицинской документации отнесены к дефектам оказания медицинской помощи..."

Судебная практика по компенсации морального вреда в случаях выявления дефектов ведения медицинской документации

Таким образом закон содержит явные указания к тому, что дефекты ведения медицинской документации отнесены к дефектам оказания медицинской помощи.

Но суды продолжают отказывать у удовлетворении требований пациента о компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание медицинской помощи, ссылаясь не доказанность причинно-следственной связи между неблагоприятными последствиями и нарушениями порядка оказания помощи. Кроме того, многие суды ссылаются на то, что ведение медицинской документации не является медицинской услугой само по себе и носит характер внутреннего использования медицинских работников и потому на состояние здоровья самого пациента дефекты ведения медицинской документации повлиять не могут.

Пример из нашей практики: Новоалтайский городской суд Алтайского края Решением от 20 июля 2018 года по гражданскому делу № 2-1000/2018, исковые требования пациентки и ее супруга о взыскании компенсации морального вреда за оказание медицинской помощи не надлежащего качества к КГБУЗ "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко г. Новоалтайск", КГБУЗ "Городская клиническая больница №11 г. Барнаул" о защите прав потребителей оставил без удовлетворения.

В обоснование своего решения суд указал: "...Каких-либо недостатков (за исключением некорректного ведения медицинской документации (частичное несовпадение в реестровой записи и индивидуальной карте беременной), нарушений стандартов и порядка оказания медицинской помощи Ильиной Ю.В. в период нахождения в стационаре КГБУЗ «Городская клиническая больница №11 г. Барнаула» (сбор акушерского анамнеза, объем обследований, акушерская тактика ведения беременности, оценка анамнестических данных, своевременность проведения родоразрешения, полное оформление диагноза и т.д.) не выявлено, все медицинские мероприятия проведены согласно Приказа Минздрава РФ № 572н от 01.11.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Причиной антенатальной гибели плода явилось острое нарушение маточно-плодово-плацентарного кровообращения в результате спонтанного разрыва матки по рубцу. Причинно-следственной связи между действиями врачей и спонтанным разрывом матки с дальнейшей антенатальной смертью плода нет...

...По заключению экспертов ООО «Международное бюро судебных экспертиз, оценки и медиации» судебной медицинской экспертизы от ДАТА № НОМЕР все мероприятия по оказанию КГБУЗ «Городская клиническая больница № 11 г. Барнаул» медицинской высококвалифицированной акушерской, гинекологической помощи (<данные изъяты> (сроки, анестезия, порядок протокола) были выполнены согласно действующим клиническим рекомендациям (протоколу) «<данные изъяты>. Показания, методы обезболивания, хирургическая техника, антибиотикопрофилактика, ведение послеоперационного период. Отдельные недостатки в ведении медицинской документации, такие как не полностью собранный анамнез при поступлении, отсутствие послеоперационного эпикриза, некорректные записи в истории родов и особенно наркозной карте не повлияли на тактику ведения пациентки Ильиной Ю.В. и не могли явиться непосредственной причиной неблагоприятного исхода..."

Суд не исследовал довод истцов о том, что ненадлежащее ведение медицинской документации ответчиками, которое суд все же установил при рассмотрении дела, нарушает право пациентки на получение информации о состоянии своего здоровья и тактики дальнейшего наблюдения.

Закон установил, что медицинская документация является источником информации о состоянии здоровья пациента, статьей 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», согласно которой каждый гражданин имеет право в доступной форме получать имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе; гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией , отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов; по требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Таким образом ненадлежащее ведение медицинской документации нарушает право истцов (гарантированное Законом "О защите прав потребителей") на получение информации в доступной форме.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Суд отказывая в удовлетворении требований исходил из недоказанности причинно-следственной связи по наступлению неблагоприятных последствий с действиями врачей.

Но такая постановка вопроса при рассмотрении настоящего спора противоречит законодательству, которым возникший спор урегулирован законом "О защите прав потребителей", который в свою очередь устанавливает ответственность за ЛЮБОЕ нарушение прав потребителя, в независимости от им имущественного или иного вреда, как последствия такого нарушения.

А само по себе нарушение права пациента на должное ведение медицинской документации не может не нарушать права потребителя и именно поэтому законом предъявляются требования к ведению медицинской документации медицинскими учреждениями.

В настоящее время на указанное решение подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд и суд апелляционной инстанции, посчитал доводы суда первой инстанции неубедительными в части оказания медицинской помощи пациентке при ведении беременности в соответствии с установленными стандартами и нормами и назначил по делу повторную судебно-медицинскую экспертизу и в настоящее время мы ожидаем результаты производимой по делу экспертизы.

Решение суда апелляционной инстанции по указанному делу, является для нас особо значимым, так как разрешению судом подлежит среди прочего в том числе и вопрос - относится ли ведение медицинской документации к медицинской услуге в целом или нет? и ввиду отсутствия единого мнения судов по данному вопросу, мы ждем мнения регионального суда Алтайского края.

Но в любом случае полагаем разумным считать, что медицинская документация для пациента и любого врача, к которому решит обратится за помощью пациент в дальнейшем, является единственным первоисточником информации о состоянии здоровья пациента. И поэтому справедливо мнение о том, что ненадлежащее ведение медицинской документации нарушает право пациента на получение достоверной информации о состоянии своего здоровья и препятствует ему к обращению за медицинской помощью с объективно и полно отраженным анамнезом, диагнозами, результатами анализов и пр. в любую медицинскую организацию за получением медицинской помощи, адекватной имеющемуся течению заболеваний.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle