Контрольно – надзорная деятельность – трамплин для дальнейшего карьерного роста?

Алексей Панов
Михаил Мурашко еще в 2015 году доказал, что способен реализовывать государственный интерес. Сможет ли реализовать его на посту Министра здравоохранения?
25.01.2020
2136

Контролер за тем, чтобы не тырили деньги у народа! 

Еще в 2015 году на Форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!», когда журналист из Еврейской автономной области поднял вопрос неэффективных расходов в регионе и Владимир Путин спросил у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения: «Какие Вам нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа из кармана?» - Михаил Мурашко четко отчитался о комплексной проверке в Еврейской автономной области и передаче ее результатов в прокуратуру, показав тем самым, что Росздравнадзор стоит на страже государственных интересов и не сращивается с органами исполнительной власти регионов. Едва ли ему тогда в сентябре 2015 года предвиделась столь значимая перспектива дальнейшего роста карьеры чиновника федерального уровня.

С тех пор прошло более 5 лет и вот теперь Указом Президента он назначен Министром здравоохранения.

Причины  назначения 

Причины смены руководства Минздрава мне видятся в том, что масштаб поставленных президентом задач в здравоохранении требует детального знания фактического состояния отрасли и практических механизмов их реализации. Поскольку к Михаилу Мурашко в бытность его руководителем Росздравнадзора стекалась информация о результатах плановых и внеплановых проверок всех подконтрольных субъектов, то у него, предполагаю, возникло понимание того, что имеющиеся проблемы в отрасли связаны и с ненадлежащим менеджментом со стороны организаторов здравоохранения (главных врачей, начмедов, заведующих отделениями), имеющих соответствующие сертификаты, выданные образовательными организациями, а также руководителей иных структур – органов управления здравоохранения регионов, терфондов ОМС.

Подтверждением этого тезиса является детальная регламентация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 07.06.2019 N 381н), инициатива в появлении которой, мне представляется, принадлежала именно ему.

Кроме того, просматриваются очевидные параллели с нынешним главой Правительства России Михаилом Мишустиным. Тоже Михаил! И тоже выходец из контрольно-надзорного органа с фискальными полномочиями, знающего подноготную экономики страны и обладающего полномочиями органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (как и Росздравнадзор).

Как предыдущее «контрольно-надзорное прошлое» скажется на деятельности Михаила Мурашко в должности Министра здравоохранения? 

Полагаю, что ощутимо возрастет требовательность к исполнительской дисциплине на всех уровнях в части того, чтобы многочисленные нормативно-правовые акты того же министерства действительно работали, а не существовали сами по себе, а требуемые данные из регионов поступали своевременно.

Следует ожидать дальнейшей детальной регламентации деятельности медицинских организаций (по аналогии с Приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 381н) в части выстраивания надлежащего менеджмента по принципу «делай как я сказал» при этом будет превалировать тезис – денег в здравоохранении достаточно, научитесь их тратить эффективно!

Возможное нормотворчество 

Напомню, что в июле 2018 года законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения», которым предусматривалось введение мер административной ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи, за нарушение прав пациентов был отклонен по инициативе Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, который посчитал, что принятие этого документа может привести к проблемам у медицинских учреждений, финансируемых за государственный счет, так как им попросту негде будет взять денег на выплату немаленьких штрафов.

Однако уже в мае 2019 года государство решило, что существующие в настоящее время меры административной ответственности недостаточны для мотивирования медицинских организаций к надлежащему осуществлению медицинской деятельности. Данная точка зрения была высказана главой Росздравнадзора, который сослался и на Минздрав России, разделяющий необходимость ужесточения административной ответственности за нарушения в сфере медицинской деятельности.

Полагаю, что проекту изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет придан новый импульс.

Что я лично ожидаю от Михаила Мурашко в плане нормотворчества Минздрава России? 

Наконец-то появится Федеральный закон, опосредствующий обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (п 10. Ч.1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Уже 8 лет как существует данный закон, а п. 10 до сих пор является «мертвым». Пора бы к чему-то прийти – убрать эту норму из обязанностей медицинских организаций либо добиться появления закона, тем более что подобные попытки уже имели место при предыдущих руководителях Минздрава, но неудачные.

В заключение

Несмотря на то, что Татьяна Голикова сохранила свое вице-премьерство в новом кабинете и формально является вышестоящим руководителем по отношению к Михаилу Мурашко новый глава Минздрава, по моему убеждению, сможет более активно отстаивать свою позицию и видение управления отраслью, чем это делала его предшественница. Пожелаем ему в этом твердости духа, а в остальном – войти в историю успешным министром, оказавшимся действительно способным реализовать задачи, обозначенные Владимиром Путиным.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle