Еще в 2015 году на Форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!», когда журналист из Еврейской автономной области поднял вопрос неэффективных расходов в регионе и Владимир Путин спросил у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения: «Какие Вам нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа из кармана?» - Михаил Мурашко четко отчитался о комплексной проверке в Еврейской автономной области и передаче ее результатов в прокуратуру, показав тем самым, что Росздравнадзор стоит на страже государственных интересов и не сращивается с органами исполнительной власти регионов. Едва ли ему тогда в сентябре 2015 года предвиделась столь значимая перспектива дальнейшего роста карьеры чиновника федерального уровня.
С тех пор прошло более 5 лет и вот теперь Указом Президента он назначен Министром здравоохранения.
Причины смены руководства Минздрава мне видятся в том, что масштаб поставленных президентом задач в здравоохранении требует детального знания фактического состояния отрасли и практических механизмов их реализации. Поскольку к Михаилу Мурашко в бытность его руководителем Росздравнадзора стекалась информация о результатах плановых и внеплановых проверок всех подконтрольных субъектов, то у него, предполагаю, возникло понимание того, что имеющиеся проблемы в отрасли связаны и с ненадлежащим менеджментом со стороны организаторов здравоохранения (главных врачей, начмедов, заведующих отделениями), имеющих соответствующие сертификаты, выданные образовательными организациями, а также руководителей иных структур – органов управления здравоохранения регионов, терфондов ОМС.
Подтверждением этого тезиса является детальная регламентация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 07.06.2019 N 381н), инициатива в появлении которой, мне представляется, принадлежала именно ему.
Кроме того, просматриваются очевидные параллели с нынешним главой Правительства России Михаилом Мишустиным. Тоже Михаил! И тоже выходец из контрольно-надзорного органа с фискальными полномочиями, знающего подноготную экономики страны и обладающего полномочиями органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (как и Росздравнадзор).
Полагаю, что ощутимо возрастет требовательность к исполнительской дисциплине на всех уровнях в части того, чтобы многочисленные нормативно-правовые акты того же министерства действительно работали, а не существовали сами по себе, а требуемые данные из регионов поступали своевременно.
Следует ожидать дальнейшей детальной регламентации деятельности медицинских организаций (по аналогии с Приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 381н) в части выстраивания надлежащего менеджмента по принципу «делай как я сказал» при этом будет превалировать тезис – денег в здравоохранении достаточно, научитесь их тратить эффективно!
Напомню, что в июле 2018 года законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения», которым предусматривалось введение мер административной ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи, за нарушение прав пациентов был отклонен по инициативе Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, который посчитал, что принятие этого документа может привести к проблемам у медицинских учреждений, финансируемых за государственный счет, так как им попросту негде будет взять денег на выплату немаленьких штрафов.
Однако уже в мае 2019 года государство решило, что существующие в настоящее время меры административной ответственности недостаточны для мотивирования медицинских организаций к надлежащему осуществлению медицинской деятельности. Данная точка зрения была высказана главой Росздравнадзора, который сослался и на Минздрав России, разделяющий необходимость ужесточения административной ответственности за нарушения в сфере медицинской деятельности.
Полагаю, что проекту изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет придан новый импульс.
Наконец-то появится Федеральный закон, опосредствующий обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (п 10. Ч.1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Уже 8 лет как существует данный закон, а п. 10 до сих пор является «мертвым». Пора бы к чему-то прийти – убрать эту норму из обязанностей медицинских организаций либо добиться появления закона, тем более что подобные попытки уже имели место при предыдущих руководителях Минздрава, но неудачные.
Несмотря на то, что Татьяна Голикова сохранила свое вице-премьерство в новом кабинете и формально является вышестоящим руководителем по отношению к Михаилу Мурашко новый глава Минздрава, по моему убеждению, сможет более активно отстаивать свою позицию и видение управления отраслью, чем это делала его предшественница. Пожелаем ему в этом твердости духа, а в остальном – войти в историю успешным министром, оказавшимся действительно способным реализовать задачи, обозначенные Владимиром Путиным.